«Надоела рутина? Монотонная работа? Мечтаешь бросить все и убежать в цирк? Приходи учиться цирковым искусствам в студию «Вулкана»! Принимаем всех желающих независимо от возраста и физической подготовки!» - такие объявления появились на столбах и остановках Брисбена в 1995 году.
Миллионный город на восточном побережье видел многое, и женский цирк даже не заставил его поднять брови в удивлении. Как тривиальный дамский кружок – каким хотели бы видеть студию те, кто туда не пошел – перерос в именитую труппу Австралии? Очень просто – для наблюдателей и чертовски трудно – для тех, кто прожил с цирком все его шестнадцать лет.
Причем здесь феминистки?
Запад – земля запуганных мужчин. Везде, где есть пометка «для женщин», им мерещатся феминистки с их собраниями, возмущенными лозунгами и протестными акциями. Антонелле Каселле, создательнице труппы, понадобилось несколько лет, чтобы убедить всех: «Вулкана» - это цирк, и ничего сверх него.
Для чего же была нужна женская студия? «Фитнесс и танцы развивают физически, но они уже неинтересны. Мы хотели увлечь австралиек чем-то новым, тем, чего они никогда не испытывали», - признается Каселла, - «Студия возникла, когда мы осознали, что у многих женщин почти нет возможности для самовыражения».
Новое – не значит несерьезное. Те, кто пришел на первое занятие, поняли сразу: «Вулкана» - не развлечение. За четыре семестра ошарашенным студенткам – вчерашним домохозяйкам, бухгалтерам, стоматологам и переводчицам - предстояло изучить цирковые и сценические навыки, освоить актерское мастерство и хореографию. Здесь же предстояло привыкать к новому мировоззрению, ритму жизни, к новому телу и новой самооценке.
Быстрые успехи
Если женщина берется за дело, она выполняет его со всей серьезностью. Уже в октябре 1995 года «Вулкана» дает первое представление с участием своих учениц. И не где-то, а в роскошном мельбурнском театре Princess Theatre! Настоящая сказка для начинающих артисток!
С тех пор труппа каждый год ставит спектакли, в которых задействованы «студенческие» группы. И добровольных циркачек становится все больше! В постановках им помогает команда профессиональных артистов – именитых и опытных. Так – год за годом – из выступлений, занятий и семинаров сложилась яркая, многогранная и действенная система обучения, которой, впрочем, еще предстояло доказать свою состоятельность.
Как стать сильнее?
Чтобы стать сильнее, нужно уметь помогать. В 1999 году «Вулкана» объединяется с пятью цирковыми группами и запускает свой первый социальный проект – бесплатные цирковые курсы для юных девушек, которые не могут получить образование. Здесь их учат хореографии, сценическому мастерству, акробатике – всему, что может пригодиться в выступлениях.
Новый проект – как и десятки прежних – приносит результат. Выпускницы школы находят себя в хореографии, преподавании, социальной работе. «Программа легла в основу модели обучения, когда цирк используется в контексте культурного развития», - говорит Антонелла Каселла, - «Но она была только первым шагом. Мы продолжили развивать наши социальные проекты. Каждый год мы запускаем по две масштабных программы, и одновременно занимаемся краткосрочными проектами. Привлекая участников предыдущих программ, тренеров и представителей других организаций, мы продолжаем развивать успешную модель обучения».
Новые имена
Цирк не цирк без фестивалей. Понимали это и в «Вулкане». И вот, в 2000 году Brisbane Powerhouse - модный фестиваль искусств в Брисбене – открывается любопытным представлением «Лучше я буду киборгом, чем богиней». В главных ролях – студентки цирковой школы «Вулкана». После яркого дебюта постановка отправляется на национальный цирковой фестиваль в Малламбимби.
В том же году из цирка уходит Антонелла Каселла – ей предлагают должность в именитой труппе цирка Оз. Новым художественным руководителем студии становится Селия Уайт. С ней цирк поставил «Домашние сказки» для фестиваля Brisbane Powerhouse и «Странные существа» для центра современного искусства Джудиф Райт.
В 2009 году Селия Уайт покидает цирк, и на смену ей приходит Пенни Лоутер, в прошлом – основательница женского цирка WOW в городке Воллонгонг. С ней цирк и начал свою новую взрослую жизнь.
А что теперь?
Новая программа обучения не похожа на прежнюю. Организаторы отказались от пестрых семинаров, и направляют все усилия учениц на цирковые навыки. Здесь учат работе на трапеции, ремнях и полотнах, акробатике, балансу, жонглированию, развивают силу и гибкость. Каждое занятие проводят дружелюбные, профессиональные тренеры. Их задача – создать доброжелательную, непринужденную атмосферу.
Играя, студентки готовятся к выпускному спектаклю. Но заключительное представление – не единственный их выход на большую сцену. Несколько раз в году ученицы ставят простые, но яркие постановки для родных и друзей – там они отрабатывают трюки, учатся общаться со зрителем и привыкают к повышенному вниманию.
Что смогла «Вулкано» за пятнадцать лет? Многие учащиеся студии стали артистками, тренерами и танцовщицами. Кто-то оставил прежнюю профессию и перешел в коллектив студии. Но главное – все участницы программ и семинаров поверили в свои силы, улучшили качество жизни и прочувствовали: если ты захочешь, то сможешь многое.