Закон компенсации действителен и для цирков. В городах, где не случилось массивных стационарных зданий, всегда есть несколько летних шапито. Нет шатров – есть «бродячие» цирки с парой акробатов, фокусником и воздушной гимнасткой.
Если артисты заезжают редко, город создает свои труппы – обычно на базе дворцов культуры. Шатров у них нет, собственных манежей – и подавно. Но есть сносные репетиционные базы, есть спортивные залы – достаточно просторные, чтобы летать на трапециях и уж тем более скакать на батутах.
Кто просыпается раньше всех?
«Вояж» из Великого Устюга – тот самый «городской» цирк. Собственно, вояжей – гастролей – у труппы пока немного. Цирк открыли в конце 2012 года, и восемь артистов – от 16 до 23 лет – разъезжали каких-то три летних месяца. Выступали в областных парках, на театральных и школьных сценах, в домах культуры, на пляжах, возле торговых центров и памятников…
Сонными утрами в небольших городах появлялся микроавтобус. Он останавливался возле местного дома культуры и выгружал обручи, тяжелые свертки ткани – гимнастические полотна, блестящие трико, булавы, одноколесный велосипед. С реквизитом шли артисты – они приезжали за несколько часов до первого представления, репетировали, гримировались, а после смотрели из-за кулис на зрителей – тех, кто не поехал ни на дачу, ни к морю.
С чего все начиналось
«Появились», «разъезжали», «репетировали» - все это легко произнести, если не знать, сколько расходов требует открытие цирка и гастрольные поездки. Особенно когда у труппы нет ничего, кроме навыков. Когда «Вояж» только-только собирал артистов, у него не было не то что программы – костюмы пришлось шить самим, а реквизит – покупать. Циркачи собирали деньги, не зная, получится ли у них вообще выехать из города.
Вначале были костюмы для гимнастов. С ними уже можно было выступать в школах и парках. После появились булавы для жонглеров и воздушные полотна. Еще пара месяцев работы позволила купить чудо – одноколесный велосипед. Постепенно появился батут, столы для гимнасток, обручи и факелы для огненного шоу. Но визитной карточкой «Вояжа» решили сделать не огонь и не моноцикл.
Зачем циркачи прыгают через скакалку
В конце каждого представления – даже если оно состоит из пары выходов – циркачи показывают «фирменный номер». На сцену выходят все восемь артистов и скачут на скакалке. Не просто подпрыгивают, как школьники в советских фильмах – ходят на руках, садятся в шпагаты, становятся на голову. Кто-то кувыркается, а кто-то с улыбкой поднимает ногу к самому уху – гран-ботман.
В новом сезоне «Вояж» решится на грандиозное путешествие – летние гастроли по России. Пока же у циркачей время маленьких сцен: выступления на детских утренниках, при больницах и дворцах культуры. Скоро в труппе появится подмога – артисты хотят дрессировать животных. Каких именно – пока неизвестно. Но, говорят, кто-то видел циркачей с голубями. А может, с собачками.