Интернет-поисковики похожи на щедрые оптовые гипермаркеты – там живет армия вещей, о существовании которых и не догадываешься. А привычного или хотя бы нужного почему-то нет. На запрос «албанский цирк» Яндекс предложит язык, словарь, футболиста и переводчика. Гугл смущенно протянет список из албанских переводов, имен и новостей. А потом добавит – «попробуйте ввести запрос «албанская мафия». Все предельно серьезно и сердито. Не до развлечений, мол, в республике.
А между тем развлечения есть. Кроме пляжей Ионического и Адриатического морей, кроме археологических туров и ресторанчиков с фруктовыми винами, морепродуктами и мясом в йогурте здесь есть цирк. Простой, четкий и понятный, как и все в Албании.
1952 или 1959?
Самому известному в стране цирку в 2011 году исполнилось пятьдесят девять лет. Правда, сами албанцы настаивают на другой цифре – пятьдесят два. Дело в том, что столичный цирк, цирк в Тиране, очень долго готовился к своему премьерному спектаклю. Так долго, что о его появлении в 1952 году жители успели забыть.
И все-таки цирк был открыт пятьдесят девять лет назад. Пятеро артистов – Телат Аголли, Байрам Курти, Жузефина Пренди, Бардхил Жареси и Абдул Каракаши – сколотили труппу, разучили нехитрые трюки и принялись выступать на городских праздниках, в ресторанах и театрах. Медленно, по-улиточьи, разыскивали по всей стране шапито, реквизиты и костюмы. Набирали всех, кто хотел бы стать циркачом. Закупали оборудование, бились над программой, спорили с рекламистами и муниципальными властями. Мало кто верил кучке артистов с их возгласами о государственном цирке. «Два-три спектакля – и люди перестанут к вам ходить!», - убеждали их. Но противная горстка не слушала никого.
Волшебная палочка
Наконец, в 1959 году на улицах Тираны затрепетали скромные, почти серые афиши – городской цирк дает свое первое представление, «Волшебная палочка». На премьеру подтягивались осторожно, перешептываясь, сомневаясь – люди будто пробовали странное, незнакомое блюдо. Принюхивались, смущенно хихикали, ободряли друг друга, жевали и… говорили, что ожидали большего.
Так получилось и с представлением. Воспитанные на гастрольных труппах, зрители ждали от собственного цирка большего: вот разойдутся бархатистые занавеси, вот тигры запрыгают сквозь огненные обручи, вот забьют фонтаны и засвистят свистки. Школьники, родители и бабушки шли в цирк восторженными, а их встречали блеклые реквизиты, неудобные кресла и простые, неумелые трюки.
Но цирк не забросили. Зрители продолжали приходить в шапито, покупать и выпрашивать билеты, хлопать в ладоши и писать ободряющие статьи. А в 1964 году труппа вышла с представлением «Акробатические полеты», установив новые – добротные и самобытные – цирковые стандарты. С тех пор никто и не думал сравнивать албанский цирк с советским или немецким.
В путь!
В 1975 году у цирка появляется новое шапито – просторное, яркое, годное для путешествий. С ним-то артисты и уезжают в свои первые гастроли по Албании. В 1977 году труппа ставит в Тиране третье судьбоносное представление – «Ввысь». В тот же год цирк открывает студию для полноценного обучения будущих артистов. Инициатива привлекает в столицу сотни человек – не сравнить с десятком энтузиастов, что пришли в труппу двадцать три года назад, когда все только начиналось.
В гастролях, фестивалях и благотворительных концертах цирк добрался до 1990-х годов. Тогда, с крушением коммунизма, с денежными и транспортными проблемами в труппу проникли обиды и недовольства. Из цирка начали уходить артисты - кто ворчал на низкие зарплаты, кто ссорился с руководством, а кто и вовсе бежал из города. Через несколько лет потерянная, нищая труппа совсем опустела. И опять, как в начале, антрепренеры принялись носиться по городу, томиться в очередях к чиновникам и кричать, доказывать, твердить…
Трудно ли быть пророком?
Наконец цирк услышали. Нет, не в своей стране. Помогать примчались активисты из программы Развития ООН. Вместе с труппой они провели несколько благотворительных концертов, закупили оборудование, подлатали шатер. И к 2010 году цирк в Тиране оправился, подтянулся, засиял. В шапито, единственное в стране и двадцать лет спустя, потянулись зрители, труппа переполнилась артистами.
Сейчас здесь уже и забыли, как выглядят пустующие кресла. Каждый год цирк готовит по пять новых программ, с которыми выступает по выходным. И еще ни разу – говорят артисты – в здании цирка не было свободно. При этом труппа работает одиннадцать месяцев в году, исключая август.
Что они показывают? Все, что можно увидеть в традиционных европейских цирках: акробатические номера, эквилибристику, жонглирование, воздушную гимнастику, пантомиму, клоунаду, дрессуру. Сейчас в труппе работают тридцать два профессиональных артиста, а сам цирк сотрудничает с десятком европейских организаций.