И все-таки география – не исследовательская, а школьная, с глобусом старого образца и политической картой мира, истрепанной, как папирус, - наука мистификаций. Целые страны со своими запахами, языками, вкусами блюд и красками одеяний трансформируются в бесцветные, угловатые цифры и нелепые, не говорящие ни о чем названия. Таким – черно-белым, как школьные параграфы – мы запоминаем земной шар.
А через несколько лет достаем эти «столицы», «число жителей» и «уровень ВВП на душу», чтобы разгадать сканворд или помочь сыну с рефератом. Хотя в той же Великобритании школьникам не устраивают экскурсию по унылым тысячам и сотням, а ведут в цирк. Нет, не в награду за постоянные «A». Для знакомства со страной.
Вместо парты
Оказывается, в каждой стране – свой цирк. Это английские школьники узнают из рекламных брошюрок труппы Surreal. Цирки разных стран отличаются. Об этом зрители рассказывают после представлений. Не нужно никаких учебников – садишься в зрительный зал, и тебя бросает в диковинный, фантастический мир незнакомых языков, странных запахов, ярких костюмов и особенных, национальных – танцев.
Вот где нужно учить географию! На выбор – одиннадцать национальностей, четыре континента, россыпь стран, характеров, типажей. Все это многообразие взлетает в воздух, колотит по там-тамам, танцует, хохочет, швыряет кинжалы, носится на мотоциклах и распевает народные песни. И все это – в рафинированном современном обрамлении. Каждое представление обслуживают именитые композиторы, скандальные хореографы и звездные артисты. Да, этот цирк – не для детей. Но кто сказал, что школьники должны смотреть на одних дрессированных пони и неизменных клоунов с тарелками?
Отличайся или умри
На самом деле, все началось с Китая. Цирк Surreal, который теперь путешествует по всей Великобритании в своем гигантском синем шатре, стал вторым проектом Филлипа и Карола Ганди, продюсеров Китайского Государственного Цирка в Англии. Новоиспеченный цирк быстро создал себе имя, разъезжая по крупным национальным фестивалям – его видели и на театральном «Эдинбургском Фриндже», и на Брайтонском фестивале искусств.
Но этого показалось мало. Так добротная английская труппа превратилась в дикую многонациональную смесь. Артистам разрешили говорить на своем языке во время выступлений, в музыке появились национальные мотивы, а на манеже – этнические костюмы и танцы. «Мы должны были отличиться или умереть», - рассказывает Филлип Ганди, - «Попытаться повторить успех Китайского цирка было дерзко и рискованно, но мы нашли выход. Теперь гастролей нашего цирка ждут по всей стране. Мы рассказываем людям, что за границей Великобритании существует что-то еще - фантастические, любопытные миры и культуры».
Трудно ли стать циркачом?
Цирковыми школами британцев не удивишь. Здесь есть секции для чернокожих, для отличников, для менеджеров, для пенсионеров, для геев, для любителей вечерних сериалов… Но даже в этой исхоженной и до обидного знакомой сфере Surreal удивил всех. В средине 2000-х цирк превратил обучение в реалити-шоу.
Вечером сорокаметровое шапито исполняло роль добротного современного цирка. Днем шатер превращался в высокотехнологичную съемочную площадку для первого в мире реалити-шоу «Цирк со звездами». Камера услужливо ловила и набирала страхи, сомнения, улыбки и маленькие победы героев – все для того, чтобы смешать их в традиционном воскресном выпуске, которого ждала половина страны. Еще бы – здесь знаменитости лишались лощеной журнальной брони, и оказывались где-то неловкими, где-то – напуганными, где-то – занудливыми, а то и вовсе – нелепыми. Такого не видели даже пресыщенные британцы!
Школьная география – наука мистификаций. Но и цирк – великий волшебник. Два часа под шатром Surreal – и бесцветные сухие цифры увеличиваются в размерах, теряют очертания и постепенно трансформируются – в краски, запахи, неведомые звуки чужих наречий. Вот это и стоит выносить из цирка. А когда сын попросит помочь с рефератом, ответить: Знаешь, а ведь Индия – это удивительная страна. Вот, слушай…