На самом деле, цирки очень обделяют взрослых. Да что там обделяют? Родителей они терпят как сопровождающих, а усилия артистов предназначают детям. Ведь совсем не ради взрослых циркачи протягивают руки к львиным пастям. И уж точно не ради взрослых они красят лица и подкидывают по пять апельсинов зараз.
Но есть и другие цирки. Они, кажется, решили отомстить за всех взрослых мира. Во-первых, здесь нет разряженных лошадей и тощеватых ленивых тигров. Нет клоунов с морщинистыми лицами, нет танцовщиц в загаре и перьях. А главное, нет взрослых – на манеже (или на сцене, или на парковых подмостках) работают дети.
Цирк равноправия
Один из таких милостивых цирков – цирков равноправия – есть в австралийской Тасмании. Здесь детей от трех до тридцати учат нудным и совсем не героическим цирковым жанрам. Никаких зверей. Только акробатика, хула-хупы, жонглирование и кручение тарелок. Для отчаянных припасена ходьба по канату, езда на одноколесном велосипеде и воздушная гимнастика.
Северо-западное побережье Тасмании – до бесстыдства живописное, почти открыточное. Деревья кажутся неестественно зелеными, озера напоминают подкрашенную синькой воду. Многие, кто приезжают сюда на учебу, живут в куда более прозаичных местах, и уже один ландшафт заставляет их верить в необычность цирка. А он, и правда, не совсем обычен.
Любительских цирков в Австралии так же много, как туристов в новогоднем Париже. На рекламу самодеятельных трупп натыкаешься даже в аптеках и прачечных. Но цирк Slipstream другой. Он открылся в 2000 году и с тех пор будто принял обет молчания: информация о выступлениях и новых учебных сезонах есть только на сайте. Люди сами съезжаются к нему. Ведь в необычном цирке взрослые работают когда захотят, а дети выступают обязательно.
Артисты с соседней улицы
Вначале никакого цирка не было. В 1997 году жонглер, воздушная гимнастка и фокусник открыли детскую школу – крохотную, почти игрушечную. Здесь занимались – а вернее, кувыркались на матах, хохотали и пили газировку – дети из окрестных домов. Через год бесплатного обучения в парке рядом со школой устроили «родительский концерт». Еще через год – второй.
А в 2000 году учеников набралось так много, что места для зрителей в парке не хватило бы. Пришлось снимать театральную сцену и устраивать «настоящий» цирковой спектакль. Теперь они называли себя циркачами – пара тренеров и горстка «почти профессиональных» артистов. В школу потянулись родители с соседних улиц, районов, городов. Цирку пришлось снять еще пару залов и один офис.
Однажды к тренерам подошли смущенные родители: мы тоже хотим садиться на шпагаты и раскатывать на велосипеде. Так открылась группа для детей «до тридцати». Сейчас детский цирк – с редкими вкраплениями «взрослых» номеров – можно встретить на фестивалях и шествиях, на конкурсах и днях рождения, на благотворительных концертах и ярмарках.
Десять циркачей в минуту
А как же с «настоящими» спектаклями – под шатром, на круглом манеже и с запахом попкорна? Такие спектакли тоже есть. Причем они получаются самыми многочисленными. Ведь выступать зовут всех учеников, и каждый приглашает на концерт хотя бы по парке зрителей. Когда количество довольных взрослых, которых - вот странность! – развлекают дети, перевалило за сотню, школе пришлось купить шапито.
Теперь каждое лето шатер возникает в одном из неестественно-зеленых парков Тасмании. Кроме него артисты и захожие торговцы ставят билетную кассу, аппараты со сладкой ватой и попкорном. Между зрителями слоняется непременный фотограф, кто-то продает открытки и безразмерные бейсболки. Slipstream, детский и любительский, напоминает традиционный цирк – даже спектакли длятся проверенные два часа.
За это сжатое время режиссеры успевают вывести на манеж десятки артистов. Каждый номер – и отдельная небольшая группка. Вот жонглеры. Вот фокусники: у каждого есть своя пара минут. Вот гимнасты, а вот канатоходцы. «Звезды» и «помощники» постоянно сменяются: кто-то отходит в тень, а кто-то оказывается в центре, чтобы сорвать свои аплодисменты и тут же уступить другому.
Наверное, поэтому в труппе Slipstream не говорят о соперничестве. И правда, есть много других интересных вещей. Яркая, вырви-глаз, зелень. Полотна, на которых раскачиваешься вниз головой и с открытым ртом. Батуты. Костлявые и поначалу страшные велосипеды. Поролоновые клоунские носы и небьющиеся тарелки. А еще выступления, костюмы и неловкие, оробевшие взрослые. Для которых, кстати, очень забавно выступать!