В доме № 4 по улице Кришьяна Барона расположено одно любопытное место - Латвийский музей природы. Все, кто бывал в Риге, знакомы с ним: это единственный естественноисторический музей в стране. Как большинство достопримечательностей города, он довольно стар – скоро ему исполнится 170 лет.
Причем здесь музей, когда нужно рассказывать о цирке? Да притом, что такова случайная туристическая традиция: сперва вас везут на улицу Кришьяна Барона и говорят о музее, и только потом заезжают на улицу Меркеля, где и стоит долгожданный Рижский цирк. Тут все и начинается.
Кто такой Альберт Саламонский?
Хотите попасть на представление? Сперва послушайте историю цирка. А она не может быть короткой, ведь первый спектакль прошел здесь в 1888 году. Все началось с потомственного артиста, коммерсанта, интригана – с Альберта Саламонского.
К середине 80-х годов даровитому наезднику было уже под пятьдесят. У него собственные цирки в Берлине и Москве – каменные, а не тряпичные! У него красавица-жена, деньги и фамильная слава. У него – участок земли в Риге, где вот-вот появится новый цирк – такой, какого в стране еще не видели. Перипетиям при строительстве здания не было конца, но, возникнув однажды, цирк остался таким, каким родился – без единого изменения.
На самом деле, цирк мог появиться в Риге на десять лет раньше. Саламонский купил участок для строительства еще в 1878 году. Проект здания утвердили в 1880, но даже тогда на земле антрепренера не видели ни каменщиков, ни плотников, ни архитекторов. Мысли Саламонского были заняты другим – открытием Московского цирка на Цветном бульваре.
Когда же построят цирк?
С момента покупки земли прошло десять лет. Казалось, участок так и будет пустовать, но однажды в Ригу неожиданно нагрянул Саламонский. В Москве дела не шли – у роскошного цирка с дорогими программами появились конкуренты, столь же блестящие и нахрапистые. А Латвия со своими уличными театрами и ярмарочными шапито все еще ждала.
И вот в 1888 году на забытом участке закружилась сумасшедшая карусель. Здесь что-то пилили, таскали, заливали и подвозили. На площадку то и дело наведывались всевозможные комиссии. Шутка ли? Купол цирка строили из… новых железнодорожных рельс. Кому могла прийти в голову эта бесшабашная идея? Уж конечно, одному Яну Бауманису – молодому, рисковому и очень модному в тогдашней Риге архитектору.
Основу здания возвели за двенадцать месяцев. А первое «настоящее» представление – с газовыми лампами, широкими креслами, конфетами и служащими в униформе провели под Новый год – 29 декабря 1888. Зрители в Риге открыты и восприимчивы. Они восторгались заезжими труппами в тесных шапито, а здесь, в роскошном стационарном цирке, и вовсе растаяли. Почувствовав выгоду, Альберт Саламонский повторял программу трижды – до первого января 1889 года.
Таксы и кошки
Альберт Саламонский умирает в 1913 году в Москве. Рижский цирк – старейший в Европе, памятник архитектуры - носит имя антрепренера до 1941 года. А после в его истории начинается совершенно другой этап. История закончена, можно проходить в зал (он остался почти таким, как раньше), усаживаться и смотреть…
А посмотреть есть на что. В Рижском цирке – скажут вам – выступают сплошные звезды. Сюда приезжают с номерами, которые позже везут на фестивали в Париж, Брюссель и Берлин. Вот Сергей Игнатов, талантливый клоун из США, потомок знаменитой династии жонглеров. А вот его родители, супруги Игнатовы. На двоих им – 116 лет, а Она ловко стоит у Него на голове вверх ногами, и при этом Он еще умудряется жонглировать.
Вот группа акробатов – одиннадцать человек на подкидных досках! Они взлетают под купол, вертят сальто и машут в воздухе ногами, обутыми в ходули – как диковинные насекомые. Воздушные гимнастки в переливчатых костюмах заплетаются в полотнах под грустную музыку, а артист из немецкого цирка «Флик-фляк» в шутку падает со своей цепи, но в последний момент все-таки успевает задержаться…
И вот, наконец, животные. На манеже – дрессировщица-хризантема и длинный хвост из одиннадцати такс. Собаки-карлики носятся по арене паровозиком, перескакивают через крохотные препятствия и синхронно вертят мордочками. А вот и кошки – летают через обручи с бумажным «огнем» и невозмутимо кружатся на гигантских подвесных качелях. Это видишь не в первый раз, но – такова магия Рижского цирка – волнуешься, хохочешь и от умиления проливаешь сок себе на штаны.
Фабрика цирковых звезд
Туристы стекаются на улицу Меркеля караванами. Рижский цирк забавный – говорят они. Для самих же рижан их цирк – самый любимый в мире. И вовсе не потому, что здесь «пробуют» номера, прежде чем поехать с ними в США или Францию. Просто цирк в Риге – самый человечный. Он готов открыть свой манеж каждому, даже тому, кто и физкультурой занимался разве что в школе.
Нет, случайных людей на арену не выпускают. В представлении участвуют только те, кто перетерпел обучение в цирковой школе. Принимают сюда всех – и всем дают шанс. На тренировках в студии – и школьники, и программисты, и домохозяйки, и непризнанные поэты, и студентки железнодорожных техникумов. Дети рвутся к профессиональному уровню и старательно учатся в школе, чтобы родители не запретили «заниматься цирком». А взрослые вертятся под куполом и бьют жонглерские тарелки «для себя» - но иногда выходят на манеж вместе с «настоящими» артистами.
Туристом быть сложно. Впечатления валятся на тебя как коробки с заставленных антресолей. А тут еще хочешь запомнить даты, имена и легенды. Но из Рижского цирка – даже перегруженному, даже усталому – уходить не хочется. Такова магия этого здания на улице Меркеля – кажется, что отыскал то далекое открыточное детство, куда не продаются билеты. Детство, где всегда светит солнце, где нет злобных собак и где никто не отругает за залитые соком штаны. Недаром цирк в Риге – «самый любимый цирк на земле».