Обрадовать европейца, долго живущего в Японии, несложно. Нужно сводить его в цирк. Япония – нецирковая страна, труппы здесь неказистые, бродячие. Десяток артистов, и каждый – в нескольких лицах. И клоун, и танцор, и акробат, и собак дрессирует.
Правда, есть в стране городок счастливцев, Окинава. Находится он на одноименном острове одноименной южной префектуры. Летом и весной город полон улыбающихся, и оттого смущенных европейцев. Еще бы, ведь здесь стоит шатер одного из трех «настоящих» цирков страны – цирка РОР.
Погоня за удовольствием
Если какого-нибудь школьника надо наградить за четверть без троек, люди отправляются в цирк. Сюда же ведут подростков, которые уже слишком взрослые для дрессированных собачек, и взрослых, которые не настолько стары, чтобы разучиться смеяться. Вот сине-белый шатер. Кто-то дует мыльные пузыри, и в их боках отражаются красно-зеленые облака, трава и робкие улыбки. Кто-то продает пушистую сладкую вату, тут же стоят торговцы газировкой. Чуть подальше, но тоже рядом с цирком, продают теплые булочки. Чем не счастье?
Название цирка вполне гедонистическое. Основатель РОР не любил популярную музыку, да и выскакивать, как черт из табакерки, с американским хлопком «pop!» тоже не хотел. Он просто придумал красивое сочетание «Pursuit of Pleasure» - «Погоня за удовольствием» - и взял по первой букве из каждого слова. Получилось задорно и коротко, как выстрел хлопушки или взрывы попкорна в прозрачном, пахнущем маслом, аппарате. Кстати, попкорн здесь продают на каждом шагу.
Шестилетний новорожденный
Афиши РОР появились в Окинаве в 2001 году. Но цирк знали и раньше: до своего торжественного появления труппа разъезжала с представлениями шесть лет. Ее помнили по отчаянным воздушным гимнастам, по акробатам, что могли держаться на шесте одним пальцем ноги, по пластилиновым китайским девочкам, умеющим скручиваться в спиральки и жонглировать, сидя в шпагате.
Собирать труппу в стране, где люди давно срослись с мониторами, а цирки гибнут с каждым годом – это ли не безумие? Но благодарная зрительская память спасла РОР от провала – и это в то время, когда старые мудрые труппы одна за одной объявляли о банкротстве. Шестилетний новорожденный оказался счастливым наследником: его знали по всей Японии. Остальные цирки, конечно, тоже знали, но они были блеклы и неинтересны, да и выступали раз в месяц. А РОР, он оказался удивительным… Но не будем забегать вперед.
То, чего никто не ждал
Зайти в сине-белый шатер просто так, налегке, вам не дадут. К попкорну и сладкой вате японцы добавляют красочные буклеты. Из них беспечный зритель узнает, что труппа с вполне привычной для европейца программой предлагает зрителю «то, чего никто никогда не ждал». Глянцевые бумажки расскажут, что цирк славится дерзкими и зрелищными постановками. Он не такой как все – здесь разрушают традиционные представления об искусстве и создают теплую, доверительную атмосферу.
То, что пишут в листовках, правдиво. Артисты расскажут, что владельцы цирка не жалеют денег на оригинальность. Когда цирк Кигуре (тот, что обанкротился в 2010 году) набирал иностранных дрессировщиков и каскадеров, труппа РОР сорвалась в Китай – искать акробатов на пилоне и гимнастов, ныряющих в крохотные обручи. Когда в Кигуре появился медведь с велосипедом, РОР нашел умильнейших собачек. А еще здесь были воздушные гимнастки в ярких блестящих платьицах, клоуны на одноколесных велосипедах, неправдоподобно белые лошади и много, много мыльных пузырей. Кигуре и всем прочим оставалось только проиграть.
Только две недели!
И они – все эти прочие – так и сделали. Через десять лет после появления РОР в Японии осталось только два цирка: труппа в Окинаве и вездесущий непобедимый Киношта. Они не соперничают. Каждый из них ездит по городам и раз в году устраивает счастливым школьниками и разочарованным взрослым праздник: с блестящими бумажками, газировкой, дрессированными собачками и кучей красивых костюмов. Обычно праздники длятся две недели – и все эти недели полны людьми: смущенными, хохочущими, теребящими программки.
«Чтобы попасть к нам, надо поторопиться», - хвалятся артисты РОР, - «Еще бы: каждый год у нас меняется программа, в нашей труппе полно иностранцев, и мы делаем то, что не предложат другие». Среди непременных развлечений РОР – прыжки сквозь обручи – широкие и совсем крохотные, китайский пилон, номера на трапеции, клоунада и дрессированные собаки. А после – заключительный выход, где все блестит, улыбается, слепит глаза и удивляет.
Для кого живет и работает японский цирк? Для нас, европейцев, - скажут такие, как мы, помнящие о пафосных цирковых зданиях на родине и уставшие от местных бродячих трупп. «Для семей и влюбленных парочек», - ответят артисты цирка РОР, - «Родители еще помнят время без компьютерных игр, дети готовы впитывать новое, а влюбленным – им хорошо везде».