То, что Дю Солей – это «наше все» для современного цирка, мы заучили наизусть. Но трюки безымянных канадских акробатов – не единственное зрелище в улично-театральном жанре.
Когда «цирк солнца» превратился в модный и очень дорогой бренд, труппы с гимнастами в фантастических костюмах появились едва ли не в каждой европейской стране. Во Франции, например, есть цирк Mana. Здесь, как и в Дю Солей, нет животных, зато есть свои композиторы, хореографы и мастера спецэффектов.
Маленький Дю Солей
Спецэффекты в акробатическом цирке Mana обрушиваются на зрителя сразу. Входишь в зрительный зал – а он полон воздушных пузырей. Среди них, как лодка среди купальщиков, парит исполинская рыба. Дети задирают головы и проливают лимонад на брюки. Впрочем, никого это не беспокоит: какие могут быть брюки, когда на манеже – цирковые гении из десятка стран? Бельгия, США, Турция, Китай, Испания, Россия, Кения…
В 2004 году труппу собрали продюсеры – братья Марк и Стивен Хэффнеры. Решили ли они повторить путь Дю Солей, неизвестно. Журналисты посчитали, что да, и принялись сравнивать. Схожих черт набралось с десяток. В Mana тоже выступали акробаты, гимнасты и канатоходцы. Здесь, как и в Дю Солей, не жалели денег на костюмы и рекламу. Да и начинали канадцы с французами одинаково – и те, и другие были циркачами.
Зачем французы поют на итальянском
Но если Дю Солей открыли акробаты, то цирк Mana появился на свет благодаря гимнастам. «Я разъезжал с гимнастическим снаряжением с 17 лет», – рассказывает Стивен Хэффнер, – «Костюмы приходилось чинить, а иногда и шить самому. Так я увлекся модой. Интерес к костюмам привел к попыткам создать свой спектакль, а много лет спустя я решился открыть роскошный цирк – с яркими персонажами и пышными декорациями».
Представления, и правда, пышны. За девять лет братья успели поставить десять спектаклей – и все они о стихиях. Божества воды, огня, земли и воздуха борются, сотрудничают, спорят, делят власть и влюбляются. Мешают французский язык с английским. Поют по-итальянски. Танцуют как африканцы. И разъезжают с этой культурной мешаниной по всем континентам. Говорят, в 2009 труппа побывала в России и после гастролей кто-то из артистов сказал: «Если нас поняли здесь, значит, поймут везде!»
Почему билеты таки дороги?
А понять циркачей, на самом деле, легко. Для этого не нужно штудировать статьи о французской юмористической традиции, не нужно знать иностранных языков. Даже не нужно быть какого-то определенного возраста. Потому что Mana, хоть и считается современным цирком, делает спектакли для всех.
«Мы ставим представления для всех возрастов», – поясняет разговорчивый Стивен Хэффнер, – «Детям нравятся яркие и такие разные персонажи: русалки, чудовища, волшебники и джинны. А взрослые идут к нам за акробатикой, танцами и пением – для наших шоу мы приглашаем оперных певцов и выпускников консерваторий. И все в восторге от спецэффектов. Каждый год мы придумываем их специально для наших шоу – над этим работают люди из театров и кино».
А вообще, спектакли Mana разные – хоть все они про стихии. Жадноватые журналисты пишут, что масштабами цирк пытается оправдать дороговизну билетов. Мол, зрителя заставляют платить за километры костюмных шелков и киловатты света, хотя можно было сделать и дешевле. Но когда видишь русалку, что свисает вниз головой и поет голосом оперной дивы, становится не до счетов за ткани.