Зимой в чинной усталой Европе вдруг вспоминают об Африке. Не о той лощеной, что кокетничает с подиумов леопардовыми тканями. Не о той послушной, что занимает свою очередь в радиоэфире между Бейонсе и Квин. Не о той разряженной и нескромной, что зазывает с туристических проспектов. Зимой в Европе вспоминают об Африке настоящей.
Вспоминают – и возмущаются. Здесь говорят, что там безработица – а они, оказывается, танцуют! Здесь вытирают досужие слезы над фотографией голодной девочки – а там играют на барабанах! Здесь возмущаются угнетением женщины – а они распевают, да так, что слышно на последних рядах тысячного зала! Зимой в Европе вспоминают об Африке – ведь каждый сезон она приезжает сюда – с лихой цирковой труппой.
К чертям скромность!
«Заходите в шапито – и мы поразим вас. Мы изумим вас. Вы будете ерзать на креслах и хвататься за сердце. Мы заставим вас смеяться.
Вас ждут острые ощущения. Прекрасные костюмы. Музыканты и барабанщики. Танцоры. Отчаянные акробаты и воздушные гимнасты. Жонглеры и клоуны. Вы никогда не забудете наше представление!»
Кому нужна скромность? Реклама цирка Mama Africa пестра, как костюмы танцовщиц. «И мы можем себе это позволить!» - говорит продюсер труппы Уинстон Раддл. Еще бы –диковинная африканская труппа отличается от европейских цирков как ананас – от брюссельской капусты. Шутка ли – мешать традиционные африканские пляски с современным цирком, акробатические выступления – с живой музыкой, а национальную хореографию – с европейской клоунадой, когда зрителей вытягивают на сцену и заставляют вертеть бедрами и играть на барабанах? Животная энергия и непонятная нам, европейцам, радость жизни – разве это может быть скромным?
Цирк чувств
В холода – к европейскому Рождеству – безрассудные африканцы пускаются на запад. Здесь их отчаянно ждут. Труппе даже выдумали новое определение – цирк чувств. Ежегодные программы уносят замерзших деловитых зрителей в разноцветный крикливый мир «южного» цирка – такого, который остается чувственным и понятным даже на чопорной европейской земле.
Каждый год – к сентябрю – западные школьники принимаются мыть посуду и делать уроки, а журналы разражаются статьями с бесконечными восклицаниями. Каждый год африканское шоу обещает быть более диким, красочным и легким. И каждый год труппа выполняет свое обещание.
В двухчасовых спектаклях участвуют более сорока артистов – каждый родом из Восточной Африки. Все начинается, когда в шапито гаснет свет. Пьянящие звуки оркестра. Музыканты в пестрых повязках. Ноги танцоров в бешеном, гипнотическом ритме. Пульс спектакля учащается – и вот он, первый цирковой номер: антиподистка вращает ногами разрисованный широкий стол. За нею выносятся эквилибристы и жонглеры. Вот гимнаст – пронзительно гибкий – курит сигарету, удерживая ее в пальцах ног и при этом стоя на руках. Вот хрупкий, почти прозрачный юноша забирается в стеклянный куб, куда не просунешь и голову.
Каждый номер выделен светом и музыкой. Но каждый незаметно вплетен в динамичную, развязную программу. «Ты смотришь и понимаешь – это не отдельные постановки, а синтез искусств по имени Mama Africa», - говорит Уинстон Раддл, - «Цирк собрал артистов из всех стран восточной Африки, но на сцене все они сливаются в одну семью, чья жизнерадостность и страстность тут же захватывают зрителя».
Артисты могут жить хорошо!
Первый спектакль Mama Africa континент увидел 19 ноября 2008 года. А через год, в Танзании, стартовал первый мировой тур труппы. Зачем первому африканскому цирку в регионе пропадать на гастролях? «Чтобы никто не считал нас бедняками», - отвечает Уинстон Раддл, основатель цирка, сам когда-то бывший артистом.
«Когда я открыл цирковую школу, а потом основал и сам цирк, я хотел разрушить популярный африканский миф – артист не сможет прокормиться одним лишь своим искусством», - говорит Раддл, - «Я уверен – если государство и политики помогут нам, мы разовьем свои таланты так, как никто и не представляет. Я – бывший акробат. Я выступал во всем мире, а теперь хочу помочь африканским артистам проложить свой путь».
Африканские циркачи – уверен Уинстон Раддл, а вместе с ним и сопродюсеры труппы из Европы, - уже близки к международному признанию. Западные страны готовы принять громогласный и диковатый «южный» цирк. Они уже устали от тоскливых драматических спектаклей, когда один артист в скучном костюме бродит по сцене, воздевает руки и дрессирует ведра и метлы. «Чтобы раздумывать над подтекстом, нужно слишком много свободного времени, а у европейцев его нет», - смеется Раддл, - «И наши программы, понятные человеку любой расы и любой культуры – настоящий курорт для их душ и умов».
Иная Африка
Носиться зимой по Европе, раздавать интервью летом и выступать весной по странам Восточной Африки – завидная, цветистая жизнь. Но артистам отчаянной Mama Africa этого мало. «Мы хотим дарить людям радость…более долговременную», - говорит Раддл и тут же скороговоркой перечисляет список благотворительных организаций. Туда идет часть денег с концертных билетов, проданных там, на промерзшем высушенном западе.
Зимой вся Европа вспоминает, что на глобусе существует Африка. Восточная Африка – Кения, Сомали, Эфиопия, Мадагаскар и горстка других, черно-масляных, пахнущих какао стран. «Но мы ездим в туры не для того, чтобы о нас знали», - признаются артисты, - «О наших гимнастах и акробатах и так кричат во всех закоулках мира. Нам интересны люди. Их настроения, чувства, чаяния. А еще нам интересна их реакция на иную Африку – не истощенную и голодную, а яркую, здоровую, благополучную и сексуальную. Африку, готовую помогать и дарить радость. Такого вы точно не видели!»