Отыскать на карте приморскую Находку несложно: ее отмечают в нижнем правом «хвостике» России, на полуострове с печальным названием Трудный. Вместе с Владивостоком и Артемом она выделяется крупной горошиной на фоне манной крупки городков и поселков.
Обнаружить муниципальный находкинский цирк тоже несложно. Спроси у любого прохожего о Маленьком принце, и пиши адрес: Ленинская улица, 22. Нет, это не здание. Это детская студия – единственная в городе, если верить местным справочникам.
Почти как в Москве
О Находке не узнаешь по учебникам. Сухие квадратные километры и тысячи жителей не говорят ничего. А назойливые летние дожди, извечные рыбаки в портах, бессчетные кафе, ракушки и довольные кошки – говорят. И цирк говорит, даром что детский. В школьные каникулы город обклеивают афишами, дети внезапно принимаются мыть посуду и протирать пыль, а взрослые довольно вздыхают: «выступают почти как в Москве, и совсем недорого…»
На самом деле, детский находскинский цирк дает вполне добротные взрослые представления. В игрушечном коллективе – пара десятков артистов, в репертуаре – не больше двадцати номеров, но все они отработаны как ходьба или хлопки в ладоши. Взрослые – те, что хвалят дешевизну – говорят верно: со своими номерами артисты давно и привычно колесят по Японии, с ними они выступают в цирковых фестивалях, а иногда привозят в Находку символы успеха – дипломы, ленточки, фотографии, золоченые фигурки пуделей, клоунов и девочек на шаре.
Красноносые жемчужины
Тут читателю надо сообщить о том, что «история «Маленького принца» началась в 1982 году». Но это будет не совсем правдой. В 1982 в городе появилась «Жемчужина» - первая детская цирковая студия. Школьники с грязными от чернил ладошками неслись сюда, бросив дома портфель и наскоро пообедав. Здесь было интересно: крутили кувырки, учили жонглировать, не приседая и не ойкая, красили носы, а иногда сажали на противные шпагаты.
«Маленький принц» появился через одиннадцать лет, в 1993. Любительская «Жемчужина», выпустив поколение квартирных акробатов и жонглеров тремя апельсинами, оставила себе способных артистов и стала профессиональной цирковой труппой. Теперь сюда принимали не всех, хотя с каждым годом на Ленинскую улицу приводили все больше «гибких», «подвижных» и «скромных, но ведь он раскроется…» И приводили не зря.
Как быть осторожным
Кто-кто, а родители «маленьких принцев» точно знают, как быть осторожными и не паниковать. Это очень сложно. В чемоданы перед гастролями можно класть теплые свитера, бутерброды, наглаженные костюмы и простиранные парики. Нельзя – кастрюли с пловом, матрасы, связки учебников и шубы. Потому что тащить шубы, плов и кучу пледов тяжело, а на гастролях вечно спешат.
Куда собирают детей? В дикие, бессердечные страны. В придирчивую Японию. Антисанитарную Корею. Шумливый Китай. На очереди Франция с грязной Сеной и США с соевым молоком и фальшивым мясом. Но артисты – клоуны, эквилибристы, жонглеры и воздушные гимнасты – почему-то счастливы. Наверное, потому что в гастролях нет школ. Ну и из-за «новых впечатлений», разумеется.