Хрупкая молодая гимнастка повисла в девяти метрах над землей, закутавшись в черные шелковые полотна. Вдруг зрители начали ерзать, перешептываться. Через секунду зал схватился за сердце – девушка, освобождаясь от ткани, неслась к земле.
Падение остановилось над зрительскими головами. Люди вздыхали, чертыхались, вытирали лбы и прикрывали глаза. Нет, это не Цирк дю Солей. И даже не лощеный шатер какого-нибудь разрекламированного цирка. Это склад в Бруклине.
Чем меньше, тем интереснее
В России «правильный» цирк ассоциируют с чем-то выспренним и грандиозным - с тем же дю Солеем или Большим китайским цирком. Европейцы и американцы, объевшись алых занавесей и полупрозрачных костюмов, хотят зрелищ в неожиданных - пусть и не очень удобных и престижных - местах. Факиры, акробаты на ходулях, воздушные гимнасты и шпагоглотатели охотно показывают свои умения на вечеринках, концертах, в клубах, на улицах и в парках.
Нью-йоркская труппа Lady Circus – не исключение. Восемь артисток признаются, что в небольших помещениях постановки смотрятся эффектнее. «Цирковые номера выходят увлекательнее, если их не ждут», - говорит Клэр де Люкс, акробатка на ходулях, - «Забавно наблюдать за реакцией зала – взрослые мужчины и женщины аплодируют и визжат, будто школьники».
Билеты на двадцатиминутные представления недороги – всего пятнадцать долларов. За эти деньги вам покажут несколько цирковых номеров и побалуют живой музыкой. Зрители – водопроводчики, дизайнеры, врачи, продавцы и домохозяйки – попивают пиво, слушают музыку, иногда вскрикивают от волнения и сыплют восторгами.
Пятьсот долларов, но можно и дешевле
Большие лощеные цирки тоже хотят веселиться. Крупные корпорации – Дю Солей, Блу Мэн Групп, Де ла Гарда – постепенно отходят от традиционного цирка с фанфарами, неохватными площадями и агрессивной рекламой. А крохотные труппы – как Lady Circus – трудолюбиво и методично вырезают в индустрии собственную нишу.
Артистки женского цирка часто выступают в ночных клубах Манхэттена, на концентрах и корпоративных праздниках. Привычный гонорар – пятьсот долларов за одну выступающую. Но для небольших помещений, где девушки чувствуют себя свободно и уютно, расценки снижаются.
«Когда ты приезжаешь на склад и не знаешь, состоится ли вечеринка или провалится, начинается волнение», - говорит Анна Шапочникова, гимнастка, - «И это отлично. Неизвестность дарит нам море вдохновения».
Как встать на ходули?
На самом деле, все началось с ходулей. Тех самых, долговязых и тощих, на которых люди похожи на аистов. В марте 2005 года Анна Шапочникова, студентка государственного института моды США, возвращалась с вечеринки и машинально взяла листовку клуба ходулистов. Из любопытства она набрала номер, а уже через пару дней притащила длинные тяжелые палки в квартиру. Через месяц девушка осмелилась прийти на ходулях на одну из студенческих вечеринок. Ее начали узнавать, а позже пригласили выступать в клуб «Lower East Side».
Два года спустя Анна решается организовать собственную труппу. Будущих артисток она искала по интернету. Постепенно в квартире студентки начала собираться постоянная компания из семи приятельниц: они учили друг друга разным цирковым жанрам, придумывали номера, сочиняли костюмы и мечтали.
«Наши таланты смешались, и все мы освоили по нескольку жанров», - говорит Шапочникова, - «Сейчас в нашей команде восемь артисток, и мы тренируемся по двадцать часов в неделю, чтобы отточить свое мастерство».
Пожар!
А в январе 2008 года случился пожар. Горела квартира Анны. Труппе пришлось переезжать из центра Бруклина в район Бушвик, где молодые циркачки продолжали давать представления и проводить семинары.
Новый район звучал по-особому – непрестанными детскими криками, хохотом, возней. Вскоре артистки Lady Circus принялись проводить для них бесплатные занятия в парках. Соседские школьники тут же обрели новые мечты – один хотел прогуливаться по канату, другой видел себя акробатом, третий уверял, что в после колледжа сбежит в цирк и будет жонглировать тарелками.
«Если люди видят то, что их вдохновляет, они должны научиться этому», - уверена двадцатичетырехлетняя Стефании Хоуп, воздушная гимнастка, - «Мы добились успеха, и хотим подтолкнуть других к тому же».
Иногда Lady Circus встречается с другими «клубными» труппами Нью-Йорка. На площадях и в парках молодые артисты собирают ходули, обручи, полотна и шары для жонглирования, чтобы научить друг друга новым приемам, рассказать о недавних выступлениях и пригласить друг друга на мастер-классы.
Должен ли цирк быть большим? Нет, - отвечают ньюйоркцы. Должен ли он быть блестящим, торжественным и недоступным? И снова «нет»! Артистки Lady Circus признаются, что не уйдут в большой цирк, даже если их позовут. «Я не могу представить, что стану частью крупного шоу в труппе, где от меня ничего не зависит», - говори Анна Шапочникова. И многие с ней согласны.