Ну что мы с вами знаем о Беларуси? Если отбросить тоскливые квадратные метры площадей и проценты ВВП, на ум сразу приходят березовый сок и трикотаж. Кто-то вздохнет: в 90-х в республике варили неплохие кремы. А интеллектуалы вспомнят, что у белорусов нет выхода к морю.
Потом кто-то обязательно скажет про Восточную Европу, а с нее разговор перейдет на цирк. Потому что цирк в Беларуси – все в меньшей степени российский, и все в большей – европейский. Примеры? Да хотя бы экстремальное шоу Kresiva.
Люди-ядра и танцующие собачки
Строго говоря, Kresiva – это даже не классический европейский цирк с вагончиками, бюджетной рекламой и наемными артистами. У труппы нет распланированных гастролей и шапито, они выступают где придется: на улицах и в торговых центрах, в аэропортах и школах, на юбилеях и кинофестивалях. Говорят, однажды артистов пригласили в аэропорт. А в 2010 году их заметили на детском Евровидении в Одессе.
Собственно, эта универсальность и стала отличительной чертой цирка Kresiva. Артисты труппы – безымянные, работающие (как в Европе) по сезонным контрактам – умеют выступать везде. Дело находится для каждого, а в труппе кого только нет – мастера спорта, хореографы, каскадеры, театральные актеры, конферансье… Разумеется, циркачи. И показывают они, кажется, все что угодно – от номера с разряженными собачками до полета «человека-ядра» из пушки.
Как пишут огненные буквы?
Однако собачки и люди-ядра – это редкое исключение. В основном, все выступления цирка Kresiva делятся на два жанра – огненный цирк и неоновое шоу. С огнем циркачи умудрились дойти до президента Беларуси. Учитывая размах постановок, это неудивительно: дирекция Kresiva не жалеет ни денег, ни артистов. Горящие ходули, пылающие рыжим колеса, жонглирование огненными предметами, полыхающие обручи, гигантские огненные буквы. Да что буквы – отрывки из текстов!
Если помещение тесно или организаторы не хотят договариваться с пожарной инспекцией, Kresiva ставит неоновое шоу. Это почти так же зрелищно, как огонь, только безопасно – тот же непроглядный темный фон, те же пылающие фигуры, только не рыжие, а синие с белым свечением. Иногда (обычно в школы) цирк привозит ходулистов, акробатов, гимнастов и фокусников. По европейской традиции, животных у труппы нет – даже гусей и собачек. Если нужен «звериный» номер, Kresiva нанимает артистов из других цирков.
Что Kresiva сделала для Колумбии?
Но это – видимая, зрительская Kresiva. Любопытные, что после спектакля забираются в интернет, могут рассказать: цирк известен и в другой сфере. Здесь делают реквизит – не какие-нибудь булавы и обручи (хотя и это тоже), а крупные, дорогие предметы. Металлические колеса смерти, внутри которых носятся мотоциклисты, тяжелые рейнские колеса, батуты, столы для гимнасток…
В небольшой текстильной мастерской занимаются тканями: шьют воздушные полотна, натягивают батуты, строчат красные и золотые кулисы, клеят блестки на трико для акробатов… Любопытным журналистам о мастерской не говорят, но многие видели: возле цехов толпятся курьеры, ворчат грузовики, снуют какие-то иностранцы. А в одной из газет писали, что белорусский реквизит путешествует по Италии и Колумбии…