В интернете самые искренние восторги европейцев вызывают фоторепортажи южноазиатских цирков. Случайные гости называют красивыми грязные настилы шапито, умиляются редкими зрителями на рахитичных деревянных скамьях и строчат бесконечные «спасибо» за то, что им дали посмотреть на убранство нищих гримерных, больше похожих на детский шалаш из старых ковров.
Когда на одном из новостных порталов появились восемнадцать фотографий с выступлений пакистанского цирка Jan Baz, их расхваливали, пересылали знакомым и ставили на рабочие столы несколько месяцев. Почему? Ответы – в комментариях: уставшие от разряженных Дю Солеев и замысловатых современных Архаосов, европейцы тянутся к понятным аскетическим сюжетам, ставшим для них экзотикой. «А сколько силы, сколько воли на лицах артистов! И при этом десятки людей обрели свое призвание!» - восклицает в комментариях одна восторженная посетительница. И с ней соглашаются все.
Выбери меня!
Цирк в Пакистане заботится о развлечении лишь на одну треть. Остальные две трети – благотворительность. Обнищавшие бродячие труппы, умирающие клубы и театры на грани провала несутся в новые цирки будто тонущие – на спасительную шлюпку. В год открытия Jan Baz не знал недостатка в артистах – работать рвались все: дети, старики, хореографы, актеры, дрессировщики…
В труппу взяли всех. И в 2005 году, после полугода репетиций, цирк выступил с премьерой в Исламабаде. Программу сравнивали с прилавком кондитерского магазина, на котором кто-то выложил месячные запасы сластей. Здесь было все, что знали – и не знали – зрители: акробаты, клоуны, дрессированные животные, канатоходцы, музыканты, моноциклисты и каскадеры. От изобилия кружились головы, от аплодисментов болели ладоши. Цирк тут же признали одним из лучших в стране и принялись трепать по гастролям.
Новая любовь
После премьерного представления Jan Baz превратился в новую религию. Два коротких броских слова обосновались в списках желанных подарков на праздники, поселились на страницах газет и в заголовках журналов. Организаторы труппы и теперь любят отметить, что не ждали столь яркой, бурной, благодарной реакции зрителей. В конце концов, в Пакистане есть Lucky Irani, цирковой вундеркинд и гордость страны. Но все так изголодались по традиционным развлечениям, что были готовы следовать за артистами всюду.
«Цирку придают огромное значение в культуре любой страны, но в Пакистане эта традиция была забыта, стерта из памяти людей. Для тех, кто связан с индустрией развлечения, не было стимула к развитию», - говорит один из антрепренеров, - «А потому нам втройне приятно осознавать, что мы восстанавливаем и утверждаем забытые цирковые каноны. И, разумеется, создаем свои, годные для нового времени. Это сравнимо с приходом новой любви – волшебное чувство!»
Чудо для каждого
Что такое чудо для пакистанцев? Цирковые фестивали, когда в одном месте собираются те, кого можно было бы никогда не встретить – каскадеры, борцы, воздушные гимнасты, иллюзионисты, дрессированные львы и слоны. А еще – журналисты, осветители, телевизионщики и художники. Иногда кажется, что их собралось больше, чем зрителей. Особенно на традиционном летнем фестивале в деревне Потохаир близ Исламабада.
Труппа Jan Baz остается в деревне на неделю. Возле своего шапито организаторы ставят колесо обозрения и непременно зазывают людей на спектакли. Всегда найдутся те, кто еще не слышал о цирке. Или те, кто стесняется подходить, боясь неоправданно высоких цен на билеты. Артисты объясняют, что шоу вполне доступно и совершенно безопасно. Вскоре и сами жители деревни начинают охотно помогать циркачам.
Вот каскадер Абдул Джаббар несется на мотоцикле по отвесной стене, заставляя зрителей хвататься за сердца. «Это было что-то – для всех зрителей», - признается одна из артисток, Сальма. Представление ей определенно нравится. Детям – их смеющиеся личики выглядывают то тут, то там – вовсе не страшно. Они бешено хлопают и дрессированному льву, и силачам, и мотоциклисту.
Взрослые продолжают волноваться. Клоун на ходулях подхватывает на руки малыша из зала и вышагивает с ним по арене. Зрители охают и закусывают губы. Артист доволен – в такие моменты внимание публики приковано только к нему.
А за сценой – неразбериха, - сетует Сальма. К ней выстроилась вереница артистов, чтобы подправить грим. Из-за нестерпимой жары он течет по щекам, и гримироваться приходится каждые пятнадцать минут. И все-таки они счастливы и довольны. Ведь эти фестивали объединяют весь Исламабад. Как приятно видеть, сколько людей собралось на твое представление. И как чудесно знать, что о нем они будут говорить еще несколько дней.