Истории мексиканских цирков, как викторианские любовные романы, не отличаются разнообразием сюжетов: в фабуле всегда встретишь большое семейство, долгие скитания, постепенные покупки, преодоление трудностей, долгожданное открытие и финальное превращение вереницы фургонов в роскошное яркое шапито с тысячью поклонников по всей стране.
Скандальные наследники
Такова и судьба цирка Эрманоса Васкеса – одного из самых громких и – приходится признать – самых скандальных в стране. Выступая с животными, труппе приходится терпеть нападки гринписовцев и невольно попадать на печатные и электронные страницы в обличительных материалах и новостях. Но кто хотя бы раз не попадал туда?
В обзорах лояльных нынешнее поколение Васкесов называют наследниками великих антрепренеров и художников. «Цирк никогда не был простым занятием», - признают они и твердят о сбывшейся мечте, самоотверженности своих учителей и собственной преданности делу, без которой их чаяния, казавшиеся невозможными, не воплотились бы в жизнь.
Топать разрешается!
У теперешних наследников есть верные примеры: два брата – Хосе Гильермо и Рафаэель Васкесы – открыли свой цирк с нуля, не имея ни влиятельных родственников, ни техники, ни друзей-артистов. Но тяги к приключениям, молодого задора и амбициозности двоих оказалось более чем достаточно, и в декабре 1969 года перед первыми зрителями выросла сине-белая брезентовая палатка.
Нехитрых номеров было немного, всю технику взяли напрокат, а билеты продавали почти что даром. Зато выступали на совесть и не требовали от публики благоговейного молчания. Так по столице и ее окрестностям разносится слух о «дешевом цирке, в котором можно есть и топать ногами».
Год спустя в «цирке для бедных» появляется первый слон по кличке Берри: Эрманос Васкес покупает его в Мехико у местного дрессировщика. В 1975 труппа уже может позволить себе больше, и возит свой шатер по «буэнависта» - живописным городкам страны. Здесь Эрманос, директор труппы, представляет свою новую программу со слонами и гориллами, которая собирает тысячи зрителей в течение нескольких недель. В считанные дни цирк из бюджетного превращается в престижный.
Новые Васкесы
В 1976 цирк Васкеса негласно признают одним из самых успешных предприятий десятилетия, а в 1977 труппа отправляется в первое крупное гастрольное путешествие по стране.
В 80-х труппа продолжает расти, а на манеж выходит новое поколение Васкесов: Гильермо, Джина, Иосиф, Иисус, Рамон, Аврора и Альдо. В 1987 труппа заключает контракт с национальной телевизионной компанией. Теперь артисты выступают не только в шатрах, но и за экраном, наращивая свою популярность среди тех, кто не имеет возможности ходить в цирк.
Последующее десятилетие преображает цирк. «Эрманос Васкес» становится брендом, символом бесшабашного веселья, блеска и стремительного, не знающего сложностей, успеха. В 1992 году цирк заводит брата-близнеца, который разъезжает по странам Центральной Америки: Гватемале, Сальвадору, Гондурасу, Коста-Рике, Никарагуа и Панаме.
Американские успехи
В 1993 Васкес решается выехать с представлениями в США, штат Техас. Ободренный эмоциональным приемом, он повторяет путешествие два года спустя, и продлевает свои гастроли с нескольких недель до трех месяцев. В третий раз американцы увидели мексиканский цирк в 1996: на этот раз «Эрманос Васкес» остается в штатах на восемь месяцев.
В 2000 году гастроли в США продолжаются: цирк разъезжает по Аризоне, Нью-Мексико, Калифорнии и Неваде. В 2005 труппа впервые выступает в Нью-Йорке, а три года спустя – в Майами, штат Флорида.
Сейчас в цирке работает третье поколение Васкесов. Среди них – клоуны, дрессировщики экзотических животных, акробаты, жонглеры, иллюзионисты и наездники – одни из сильнейших в мире.