Давным-давно, когда Украина и не думала отделяться от Советского Союза, город Харьков часто сравнивали с Москвой и Лондоном. Дело было не в широких дорогах и не в обилии универмагов. Просто в 20-х только в этих трех городах работали сразу два стационарных цирка.
Женщины-силачи и разнообразная клоунада
Сейчас в Харькове цирков тоже два – «старый» и «действующий». В первом выживает детская школа, во втором дают представления. Правда, горожане постоянно сливают два разных цирка в один – так удобнее считать цирковой возраст. А он внушителен даже по российским меркам – 130 лет.
Дата, впрочем, условна. На самом деле, циркачи наезжали в Харьков чуть ли не с середины 19 века. То были бродячие шапито – с танцовщицами, скоморохами и дрессированными животными. Зрелища считались грубыми, и в газетах о них писать было не принято. А о первом деревянном здании написали.
Если покопаться в архивах, можно найти рецензии от 1883 года. Цирк Соломонского, именитого артиста и антрепренера, показывал «танцы с костюмированными собачками», «женщин-силачей» и «разнообразную клоунаду». А в начале 20 века в город приехал другой антрепренер – Генрих Грикке – и построил «старый» каменный цирк.
Как уборщица спасла цирк
Здание тут же затмило холодную и тесную «деревяшку» Соломонского. Во-первых, оно сражало роскошью – лепнина и занавески были даже на галерке, где зрители смотрели спектакли стоя. Во-вторых, в здании было тепло и светло. Многих даже не интересовала программа: билеты покупали ради «технического чуда» – электрических ламп.
После революции цирк Грикке передали Советам и переименовали в Госцирк. Говорят, во время войны здание спасла уборщица. По слухам, немцы устроили в цирке колбасную фабрику. Когда пришлось отступать, здание заминировали. Жена одного из артистов, уборщица, заметила взрывчатку и позже указала советским саперам, где спрятаны мины.
Кто ходил в цирк по субботам
«Старый» цирк работал до середины 70-х годов. А потом в Харькове появилось новое здание – его построил Союзгосцирк. В то время цирковые представления приносили небывалые доходы. Артисты отдавали Союзу по 120 миллионов рублей в год – и это не считая расходов на зарплату, рекламу и костюмы.
Стационарные цирки строили по всей стране. Рабочие, закончив стройку на Дальнем Востоке, мчались в Краснодарский край. Оттуда летели на Урал. С Урала – в Центральную Россию. В одной лишь Украине успели возвести 10 стационарных цирков – Союзы давно развалились, а они работают и сейчас.
Но вернемся к «новому» Харьковскому цирку. Когда его открыли в середине 70-х, он не знал отдыха. Свет в зале не выключался до полуночи. Артисты отрабатывали по девять представлений в неделю, причем по субботам и воскресеньям харьковчане попасть в цирк не могли. По выходным давали представления для приезжих, а их возили автобусами.
Старый «новый» цирк
Теперь автобусы возле Харьковского цирка можно увидеть только летом: это школьников везут из санаториев. Из других городов по выходным никто не ездит – это дорого, да и спрос на представления невелик. Почти в каждом пригороде работают шапито, и харьковский стационар открывается реже – здесь дают по четыре спектакля в неделю, а в остальное время репетируют.
Своей труппы у харьковского цирка (как и у других цирков в Украине) нет. Артисты приезжают в город на месяц-два, чтобы выступить с парой номеров в сборной программе. Всю аппаратуру привозят с собой. «Новый» цирк, который не ремонтировался с 70-х, может предоставить только купол. Правда, при здании – неплохая гостиница. Несколько лет назад ее отремонтировали, и теперь циркачи приезжают сюда чаще.
Возможно, каменный цирк тоже когда-нибудь починят. Стационарные здания нужны Украине, – говорят артисты. Здесь показывают лучшие номера, каждую программу готовят по нескольку месяцев. Например, в плодовитом Харьковском цирке за год проходит всего 7-8 программ, но все они – мирового уровня.