Когда канадцы хотят показать «класс», они выпускают воздушных акробатов. Волнующие постановки Дю солей просто так не забудешь. Французы и немцы доверяют тонкое дело удивления комикам. Китайцы, споря с законами физики, сражают несмешным, фантастическим цирком умелого человеческого тела. В США зрителя впечатляют ловкостью.
- Видел, какие у Ханнефорда жонглеры?
- Что жонглеры? Вот наездники – это да!
- Да вы на фокусников, на фокусников посмотрите!
И, наверное, так было всегда.
Как понравиться королю?
Американцы, привыкшие к агрессивной рекламе, сеют многообещающие слова повсюду. Но «королевский» в названии цирка Ханнефорда – не прихоть менеджеров. Постановкам семьи, и правда, дивился сам король.
Первые успехи в семейной цирковой карьере принадлежат Эдвину Ханнефорду, жонглеру, работающему ногами. Тогда, в конце XVIII века, впечатлить королевскую свиту – даже в таком городе как Лондон - было нетрудно: выступай себе на улицах и ярмарках, да плати в казну. В 1778 году артист-ловкач уже участвовал в соревновании жонглеров при дворе Георга III. Но лучшим так и не стал – правитель, измученный государственными вопросами, так и не определил победителя между двумя – Эдвином Ханнефордом и Вальтером Скоттом.
В путь!
Эдвард заставил Англию запомнить фамилию Ханнефорд. Остальное довершила семья. В 1807 году дети и внуки жонглера отправляются в путь. Так – с остановками в городах, с выступлениями, с покупкой реквизита и подсчетом убытков – семейная труппа разъезжала по стране девяносто шесть лет. А в 1903 году безымянное шапито как-то неожиданно превратилось в Королевский Канадский Цирк Ханнефорда. Получив новое громкое название, артисты отправились впечатлять Британские острова, а затем и Европу.
Во время гастролей в Испании в 1915 году усердных Ханнефордов заметил Джон Ринглинг. Именитый антрепренер упрашивал артистов перейти в два цирка, которыми заведовал он и его братья – в цирк Барнум и цирк Бэйли. Предложение, которое каждый артист предвкушает в самых смелых мечтах. Но Ханнефорды, глупцы, оказались упрямы. Перейти в труппу просто так они отказались – Ринглинги должны были выкупить весь семейный цирк. Антрепренеры, посетовав на упертых англичан, махнули рукой. В то время в цирке работало очередное поколение Ханнефордов - Джордж-старший, Эдвин, Грэйс и Элизабет.
Томми-ловкач
И вот наступил 1933 год. Ранним апрелем на манеж цирка братьев Доуи выходит клоун – трогательный, растерянный и от этого еще более смешной. Все, кто приходит в шапито в этом сезоне, не могут – да и не хотят – не говорить о нем. Комик-новичок завоевывает сердце за сердцем. Его зовут Томми, он удивительно мил и ему всего пять лет.
Томми Ханнефорд, задаренный талантами, а позже и контрактами, был по-своему обделен: выступать в цирке, носящем его фамилию, он не мог. Его отец управлял собственной труппой. Только в 1965 году, в городском парке Уэйкфилда, он, его сестра Кэй со своими собачками и супруга Струппи с постановкой на канате смогли выйти в составе ханнефордовского цирка.
С тех пор ловкач Томми будто обрел двойника – он успевал везде: ставил номера, закупал и выкидывал реквизит, умолял устроителей городских ярмарок разрешить им выступить. Так в сентябре 1966 труппа появилась на одной из главных ярмарок страны – в городе Сагноу, штат Мичиган. Это было первым выходом нового цирка – того, который американские школьники знают и сейчас.
Сорок пять лет спустя
Цирк Ханнефорда разъезжает по штатам сорок пять лет. Неужели он остался прежним? Нет, нет и нет! – зайдутся менеджеры труппы. Если верить сайту компании, скромный семейный цирк перерос в один из крупнейших и любимейших коллективов Америки. И управляет им… Струппи Ханнефорд. Она – единственная носительница семейной фамилии, счастливой, громкой, вызывающей трепет и зависть.
Со своими воздушными гимнастами, наездницами, акробатами, жонглерами, иллюзионистами и укротителями цирк путешествует по стране по сорок недель в год. Артисты готовы выступать везде - под просторными шатрами, и на театральных подмостках, и на ярмарочных шествиях.
Неизменным осталось одно, то что не смогут – да и не захотят! - отменить даже всемогущие цирковые менеджеры. Осталась славная американская хватка и невероятная сценическая ловкость. Сотни лет спустя, объевшись интернетом и трехмерными монстрами, американские школьники идут в цирк за тем же, за чем туда неслись их прабабушки и прадедушки. За жонглерами, наездниками и фокусниками. И, пожалуй, в этом и состоит преемственность поколений.