Одно из самых ярких впечатлений детства – цирк. Почему-то сразу представляются лошади с неестественно пышными гривами и спинами шириной с диван – чтобы наезднице было удобно стоять на руках. Фокусники с непременными шляпами и бельевыми веревками из платков. Гуттаперчевые девочки и взрослые гимнастки в чем-то непонятном, но очень красивом. Клоуны в безразмерных туфлях и дрессировщики с тиграми…
Кто почему-то ну никак не представляется – так это жонглеры. В детстве искусство подкидывать и ловить предметы кажется блеклым, простым и совсем не героическим – не то, что тигры с канатами под потолком. А потому жонглеры, если и выступают, то для взрослых. Как, например, в Великом болгарском цирке…
Один из девяти
Болгария - страна хоть и цирковая, но не привыкшая к зрелищам. Единственный стационарный цирк в Стране – Софийский. Билеты на его редкие представления равны кусочку чуда в бумажном обличье. Но есть у болгар девять частных цирков – тех неприметных, в два фургона, с парой акробатов и тройкой собачек: они бойко разъезжают по закоулкам и аппендиксам страны, успевая на все школьные каникулы, национальные праздники и городские ярмарки.
Великий болгарский цирк – артисты зовут его The Great Bulgarian Circus – один из таких. Только вместо газировки и сладкой ваты на траве перед сценой продают пиво, а дрессированных гусей и фокусников заменяют скучные и совсем не героические жонглеры. Мало того, эти жонглеры носят усы, одеваются в старомодные костюмы и постоянно требуют назвать второй по величине город Болгарии.
Когда умирают цирки
Пловдив – вот как он называется. Если верить Бартоку и Гектору – двум основным (и почти единственным) артистам, двадцать лет назад здесь жил и процветал Великий болгарский цирк. А потом случился пожар. Директор цирка, господин Вашарек, сгорел вместе с палаткой, реквизитом и славой, а миру осталась сущая мелочь – два младенца.
Шло время. Сыновья покойного циркового директора подросли, обзавелись булавами, зачем-то нацепили старые отцовские костюмы и отправились по Европе в поисках счастья. Теперь они снуют по молодежным фестивалям, паркам, театрам и клубам, изъясняются на ломаном английском, носят фальшивые усы, раздеваются почти на каждом своем спектакле и собирают статуэтки: «За лучшие декорации», «За оригинальный сценарий», «За работу со зрителем».
Как стать жонглером?
На самом деле, никто не уходил из дома, и уж, тем более, не погибал в горящей палатке. Великий болгарский цирк – отчаянная, молодая, но вполне благополучная команда. Пятерка молодых людей – всем им едва за двадцать – играют, путешествуют и сочиняют «великие» часовые представления с дымящимися футлярами от скрипок и ди-джеем вместо оркестра.
Все началось в декабре 2006 года, когда встретились Лукас Заман – он же пухлый обидчивый Барток - и Вутер Сомерс – долговязый Гектор, что мучает зрителей вопросами про Пловдив. Летом 2007 года молодые жонглеры арендовали фургон, нашили старомодных английских костюмов, нацепили фальшивые усы и отправились путешествовать со своим первым представлением.
Через три года в микроскопической труппе было уже пять человек – правда, трое новеньких почти никогда не появляются на сцене: они занимаются музыкой, рекламой, оформлением и постановкой спектаклей. Иногда кто-то из них показывает незамысловатые фокусы или вытаскивает зрителей на сцену: вот, например, Фидо…
Фидо и другие
Его настоящее имя – Ганс ванн Боксем. Он не умеет жонглировать, зато настойчив и терпелив. Когда братья Вашареки повстречали его на пути в Европу, он носил кургузый полосатый жилет и засаленную «партизанскую» шапку. Прошло три года, нелепый Фидо отрастил пушистые шерстяные усы, а наряда так и не сменил. Ганс же был студентом худграфа и поклонником «Великого болгарского цирка». Он разъезжал за жонглерами полтора года, пока его не позвали выступать. А в перерывах – мастерить декорации для сцены.
Чуть раньше Фидо в труппе появился Мишель Вермюлен. Вместе с Вутером Сомерсом он занимается рекламой, пишет статьи и продает билеты на представления. Мишель – или Манкибой, парень-обезьяна, почти никогда не появляется на сцене, зато виртуозно «жонглирует битами и байтами», может «с завязанными глазами собрать клавиатуру» и очаровать любую девушку – даже ту, что не любит жонглеров.
А когда нужно растормошить зрителей или включить во время комической репризы «голос Мика Джаггера» (тот обычно бранится и обзывает присутствующих дураками), в дело вступает Йорис Вилльмен. Братья Вашареки прозвали его Подушкой и отправили за ди-джейский пульт. «Но у него есть множество талантов», - уверяют они, - «И со временем мы обязательно выпустим его на сцену».
Недавно Великий болгарский цирк объявил об уходе. Но нет! – артисты машут руками и умоляют не огорчаться, - Уходит только старая оболочка: Барток и Гектор научились выдувать пламя и размахивать горящими цепями. Усы, плакаты и пиво, правда, остаются с цирком.
Жонглирование – неблагодарное искусство. Тех, кто подкидывает и ловит предметы, не считают героями. Ведь это же не укрощение тигров и даже не сальто на лошадиной спине. И все же после похода в цирк кто-то непременно достает из сумки апельсины и принимается подкидывать их к потолку, рискуя разбить вазу и вымазать пол в оранжевом соке. Очень часто среди этих чудаков попадаются взрослые. Не верите? Достаньте-ка пару апельсинов!