Национальный цирк в Гизе, Египет
 Национальный цирк в Гизе, Египет  Национальный цирк в Гизе, Египет

Цирк! В воздухе аромат мокрых опилок и пережаренной карамели для поп-корна. Умытые красно-синие палатки, блестящие, новенькие, притягивают к себе будто суперзвезды. Горожане подходят к ним, забыв о приличиях, показывают пальцем, нахваливают. Кто-то даже фотографирует. Нет, цирковые шапито в Гизе никогда не были диковинкой. Но на этот раз все в этих палатках удивительно – ведь они принадлежат местному, египетскому цирку, о котором позабыли несколько десятилетий назад.

Мечтай!

Яркие беспокойные краски. Пронзительный свет театральных ламп. Торопливые статьи во все национальные газеты. Пестрые, разряженные афиши. В 2010 году национальный цирк в Гизе удивил всех. Он отряхнулся, вдохнул воздуха и… «возродился» - выпустил первую в новом веке программу «Мечта».

Спектакль – вместе с новым шапито – египтяне увидели летом. И счастливо, с улыбками, вздохнули: национальный цирк поменял не только реквизит и кресла. Переродилось само искусство – из наивного традиционного оно стало современным, драматичным, дерзким. В новом цирке не было животных. Зато были костюмы и грим, танцы и музыка.

«Мы использовали световые эффекты, чтобы менять атмосферу и ощущение времени», - говорит Мохаммед Эль-Шафи, режиссер-постановщик, - «Исчезли громоздкие декорации, появилось свободное пространство. Новое шоу – это эксперимент. Мы рассказываем и показываем, что цирк может вместить в себя сложнейшие формы искусств».

Смешно и сложно

Ни о чем другом не спорят так рьяно и непримиримо, как о новом. Некоторым программа «Мечта» показалась даже не странной – возмутительной! «Национальный цирк вновь провалился!» - кричали на интернет-форумах и в гостиных, - «Куда исчезли хищники? Почему акробатики было так мало? Как они смели забыть об иллюзии?»

«Но зато было много клоунады», - отвечали им те, кому понравился спектакль, - «А ведь смешить людей очень сложно». И правда, представлением заправляли клоуны. Они крутили тарелки, раскачивались в воздухе, пели, показывали пластические этюды и разгуливали по канату. А зрители не только смеялись. Они ахали, жмурились, поджимали губы, теребили часы и платки, шептались…

«Почему клоуны? Это символ нашей программы», - объясняет Мохаммед Абу Лайла, директор национального цирка - «Мы назвали шоу «Мечтой», ведь в нем воплотились наши надежды. Они ждали своего часа тридцать лет. Мы тридцать лет собирались с силами, чтобы подготовить качественный спектакль».

И снова о российском цирке

Когда вспоминаешь об иностранных цирках, разговор обязательно наткнется на цирк российский. Так и здесь. История национальной египетской труппы началась в 1966 году, когда в стране появились именитые российские тренеры и прилежные местные артисты. Но «очарование цирка» оказалось хрупким. Его хватило всего-то на десять лет – по российским меркам постыдный срок.

О цирке египтяне стали забывать в начале 70-х, после смерти президента Гамаля Абдель Насера. Импульсивный и амбициозный, Герой Советского союза, он и сам охотно ходил на цирковые представления. Подталкивая «арабскую нацию» на первое место в мире, он готов был усеять шапито всю страну. Но не успел.

Новые правители сочли цирки «пустым западным развлечением», на которое не стоит тратить деньги. Труппы распадались, артисты уходили в разносчики и продавцы. Вскоре из Египта уехали последние российские тренеры – им отказали в работе и зарплате. К середине 80-х воспоминания о сильных египетских программах выветрились, а те труппы, что еще разъезжали по стране, давали слабые простенькие постановки.

Свет подвел

Говорить о реквизите и оборудовании и вовсе не хочется. Все это не просто устарело – одряхло. «Даже сейчас работать с тем, что у нас есть – опасно», - сетует Ахмед Яссин, мотоциклист и каскадер, - «Выступая, мы постоянно рискуем качеством шоу и своей безопасностью. Поэтому сейчас каждый артист покупает снаряжение сам».

И все равно члены труппы постоянно отправляются на больничные. «Последний несчастный случай был всего месяц назад», - говорит Ясин, - «Гимнаст на трапеции разбил локоть. Свет был недостаточно ярок, и он не увидел, куда нужно приземлиться. Да еще и старая сеть оказалась слишком хлипкой».

«На представлениях мы всегда рискуем жизнью», - признается журналистам Мохаммед Абу Лайла, - «Но выступают артисты не ради денег. В Египте работают ради тех пяти минут, которые проводишь перед зрителями. Обмен энергиями с залом настолько силен, что ощущаешь себя в другом измерении».

Четыре миллиона

Но перемены обещали вот-вот прийти, - верят артисты. На восстановление национального цирка Министерство культуры выделило четыре миллиона египетских лир. Для труппы в Гизе даже хотят построить стационарное здание. Говорят, возводить его будут военные. Много еще говорят: что артистам создадут «все условия», что работникам культуры начнут платить «достойную» зарплату, что вспомнят о страховках, что будут возить на стажировки в Европу…

«Пока мы счастливы от того, что сумели убедить министра культуры. Теперь он видит, как важен и серьезен цирк. Теперь он готов возрождать его вместе с нами», - ликует Абу Лайла, - «Мы создали отличное летнее представление, и нам даже не пришлось нанимать иностранцев, как это было принято в стране двадцать восемь лет подряд.

«Думаете, мы наивны и верим в несбыточное?», - добавляет Мохаммед Эль-Шафи, - «Нет, вовсе нет. Просто тридцать лет – слишком долгое время для того, чтобы все старания снова закончились ничем».