В американском английском есть безнадежно уродливое понятие – «экстракэррикьюлэр эктивитис» (extracurricular activities). Словосочетание, над беглым произнесением которого бьются в старших классах гимназий и на первых курсах лингвистических вузов, означает привычную «внеучебную деятельность». Как же это тоскливо!
Правда, в странах с этими самыми «эктивитис» группы внеклассных занятий напоминают пирожки, куда переложили повидла – туда не попадешь от нечего делать, как в наши кружки макраме. Туда надо записываться, надо готовиться к отбору, надо отмечать дни на календаре, ждать, делать вид, что не волнуешься и страшно волноваться… Особенно, если внеучебная деятельность связана с…цирком.
Студенческий цирк?
Страны не изучишь по сухим демографическим данным и названиям городов. Что можно понять, узнав, что Ге́йнсвилл – городок в штате Флорида, и на площади в сто двадцать семь квадратных километров живут сто четырнадцать тысяч человек? А увидишь местный студенческий цирк – поймешь многое.
Цирк Флоридского университета, обидно привязанный к «extracurricular activities», открылся в 1947 году. И тут же принялся соперничать с основными дисциплинами. В цирк рвались все – караваны вчерашних школьников выбирали любой свободный факультет только для того, чтобы переехать в студенческий городок и – если повезет - «сбежать с цирком».
На самом деле, программу создавали не для рекламы. В сороковых годах обучение в университете стало совместным, и цирковая студия была призвана объединить юношей и девушек, научить их общаться и работать в смешанной группе. Требование к кандидатам было одно – студенческий билет и проживание в Университетском городке.
Почти профессионалы
Американская внеучебная деятельность – это вам не КВНы с полупустыми залами и певческие кружки с обязательным «Синеньким скромным платочком» на девятое мая. Здесь все серьезно. И почти профессионально. Это «почти» значит, что студии могут соперничать с серьезными организациями, выступать и получать гонорары, но не требуют от артистов остервенелого труда и двухсотпроцентной отдачи.
Студенческий цирк Flying High дает добротные традиционные представления на сценах и в шапито. Единственное отличие от профессиональных трупп – отсутствие в программе животных, а в группе – костюмеров и художников. Артисты сами чинят и красят реквизит, обслуживают оборудование, латают костюмы и устанавливают шатер перед выступлением.
Вводное обучение в студии длится недолго – один семестр, напичканный тренировками, семинарами и мастер-классами. Студенты потеют над жонглированием, попискивают от страха на канате, дрожат на полотнах и трапециях и хохочут над собственными фокусами на уроках иллюзии. Кто-то регистрируется и занимается постоянно. Другие появляются в свободное время, между походами в пиццерию и подготовкой научных проектов – осваивают пару трюков и несутся показывать их на дружеских вечеринках.
Бежать с цирком? Ни за что!
Если в пятидесятых сбежать с цирком мечтали едва ли не все выпускники страны, то теперь цирковая студия стала довеском к учебе. Большинство студентов забавляются цирком, будто модной музыкальной группой, болеют им один семестр, а после ударяются в каллиграфию или драматическое искусство. Стать профессионалами цирка мечтают немногие - ведь выступать, работать с детьми и ставить номера оказывается неожиданно сложно.
Долгожданные побеги от обыденности Флоридский университет репетирует каждый год – в первые выходные апреля в студенческом городке проходят «Домашние» цирковые выступления. Студентов-зрителей пускают в шатры бесплатно. После следуют «Родительские выходные», где взволнованным взрослым рассказывают о тренировках, гастролях и – самое главное! – о технике безопасности.
Успокоив родителей и получив от них спонсорскую помощь, циркачи бросаются в новый проект – «Шоу Хэллоуин», где студенты показывают привычные номера в костюмах кошек, ведьм и полицейских. А когда заканчиваются экзамены, самые отчаянные убегают с цирком – гастролировать по вечеринкам, фестивалям, банкетам и свадьбам. Еще двадцать пять артистов едут в Джорджию, в детский цирковой лагерь. Здесь им придется стричь кусты в парках, развлекать отдыхающих и тренировать школьников – целых три месяца! Кто-то еще хочет стать циркачом? Ни за что!
Что там, за горизонтом?
Чего хотят студенты? Над этим вопросом бьются методисты, потеют педагоги, вздыхают министры образования. Забывая, что каждый студент мечтает…стать взрослым. Чтобы держать на книжной полке диплом. Чтобы больше никогда не писать научных проектов. Чтобы чрез несколько лет вернуться в университет и рассказать о прибыльной работе, идеальной семье и отпуске за границей два раза в году. Или не рассказать – а просто еще раз поглядеть на цирковой манеж.
Во Флоридском университете это просто. Каждый апрель в студенческом городке выпускники собираются вместе, чтобы посмотреть особое, кульминационное представление, которым завершается домашний цирковой сезон. Те, кто вырос и перешел за горизонт, приезжают в апрельскую субботу, в день последнего «Домашнего шоу». Программистам, адвокатам, врачам и домохозяйкам рассказывают о прошлом, настоящем и будущем Flying High, ведут на представление, хвалятся успехами. После все выходят на манеж и принимаются вспоминать, обсуждать, хохотать и перекидываться впечатлениями.
Загадочная, похожая на скороговорку «экстракэррикьюлэр эктивитис» совсем не похожа на нашу «внеучебную деятельность». Об «эктивитис» какой-нибудь школы или университета знает полстраны. Цирку Flying High за шестьдесят, а он все разъезжает по Европе и Канаде, по Индии и Китаю. Выступления молодых артистов входили в список двадцати интереснейших развлечений на Южном побережье США. Неплохо для «дополнительных» занятий!