Прогулки вверх тормашками, попытки влезть на ходули, жонглирование и ходьба по канату – жизнь до обидного похожа на цирковое представление. А для социальных артистических трупп жизнь и есть цирк. Да, у них есть добротные сайты, выполненные в лучших традициях европейского дизайна. Да, у их офисов – караваны благотворителей. Да, у них лощеные костюмы и «самые настоящие» шатры.
Вот только заметить благотворительные цирки сложно. И ради этой заметности организаторы готовы спорить с рекламными агентствами. Задабривать журналистов. Собирать кипы документов, чтобы раздобыть скидку на оборудование, а на сэкономленные деньги добраться до модного фестиваля. «Ох, лучше б я метал ножи и раскачивался под куполом», - вздыхает Жуниор Перим, руководитель бразильского Crescer e Viver.
Направо, потом налево, потом еще раз налево…
Цирк, где молодых бразильцев вытаскивают на манеж из привычного мира наркотиков и жестокости, находится в забытой богом и людьми улочке Прака Онс, что в предместьях Рио-де-Жанейро. Местечко с утра до вечера кричит детскими голосами, причитает женскими, визжит колесами мопедов и завывает из магнитол. Все здесь типично для «фавел» - трущоб Бразилии, окруженных холмами и стенами без штукатурки.
Где-то в конце улочки притулилось четырехмачтовое шапито, о котором здесь знают все. На 768 квадратных метрах живет, смеется, горюет и работает негосударственная организация Crescer e Viver (Расти и жить). Труппа под руководством Жуниора Перима принимает в цирк бразильцев от семи до двадцати четырех лет - всех, кому захотелось выучить пару трюков и отвлечься от недружелюбной повседневности.
Сам Перим мало говорит о трюках, но до неприличия много – об обществе. Свой цирк он называет социальным. «Для нас цирк – это средство образования, инструмент физического и гуманитарного развития. Здесь мы помогаем раскрыть внутреннее «я» и учим творить», - уверяет он. И ему хочется верить.
Теперь я – артист!
Истории артистов Crescer e Viver напоминают фальшивые европейские сказки о том, как важно поверить в себя. Здесь, в Бразилии, все по-настоящему. Диджефферсон де Сильва, лучший акробат на трапеции, в прежней жизни мыл машины на парковках и мучительно переживал из-за лишнего веса.
Застенчивому толстяку – как его называли в цирковых школах – нечего было делать на манеже. Но Диджефферсон, собрав букет из отказов в государственных организациях, отправился к Периму и был принят. Теперь «лишние» килограммы помогают ему держать баланс, хватать перекладину и эффектно срываться из-под купола, чтобы зависнуть прямо над головами зрителей.
Вес? Да он забывает о нем! «Я – циркач», - произносит Диджефферсон, будто пробуя слова на вкус, - «Я сделал огромный скачок в жизни. Когда я мыл машины на улице, все было куда опаснее. А теперь я могу выступать, и мне аплодируют! Разве это не чудо?»
Другой угол зрения
Пока артисты рассказывают о выступлениях, организаторы твердят о тренировках и психологическом настрое. «Когда мы пускаем ученика на трапецию, то говорим – «Видишь, как можно смотреть на мир с другой точки? Теперь ты в силах изменить его», - объясняет Жуниор Перим.
Социальный цирк – это не триумф выступлений. Это другой мир для подростков и молодежи из нищих кварталов. «Таких лишили перспектив уже при рождении», - говорит Жуниор, - «Они привыкли к жестокости, к преступности, к торговле наркотиками и к семейным проблемам. Все это не редкость в обществе, где деньги сконцентрированы в паре избранных рук».
Перим знает, о чем говорит. Мальчишкой он резал цыплят на птицеферме – так зарабатывали все дети в его квартале. Теперь он учит такую же ребятню жонглировать, кататься на моноциклах и ходить по канату. Нет, дело не в трюках. Здесь принимают вызовы, борются с трудностями, встречаются с собственным страхом - все как в жизни.
А что же после? Многие из учеников Crescer e Viver вернулись в жизнь. Но – в новую, цирковую. Кто-то отправляется в международные цирки. Другие идут учиться в Национальную школу искусств. Третьи принимаются путешествовать с танцевальными ансамблями и театральными труппами. А еще есть те, кто остается. Они и представляют социальный цирк по гастролям и фестивалям.
Забудь о технике!
Выступают в цирке каждый сезон. А до этого – ежедневно и нудно – учат и отрабатывают трюки, шьют костюмы, репетируют, бросают и начинают вновь. И каждый раз говорят, что техника и артистизм не так уж важны. Главное – социальная часть проекта. Выступлениями награждаются те, кто не пропускал занятия, кто мастерил реквизит и чистил манеж, кто сумел сработаться с командой и отказался от неверия в себя.
Так говорит Винициус Даумас, клоун и координатор труппы Crescer e Viver. Вместе с Жуниором Перимом он растил и пестовал социальный цирк, набирал учеников, убеждал муниципалитет и подбирал цирковые жанры. Думаете, здесь учат самому простому? Вовсе нет! – говорит он.
«Здесь мы жонглируем, разгуливаем на ходулях, работаем с трапециями, занимаемся акробатикой. Эти жанры бросают ученикам вызов», - говорит Винициус, - «Студентам приходится держать баланс, зависая в нескольких метрах над землей, выполнять сальто и грамотно завершать его, жонглировать, садиться на шпагаты и стоять на руках. У нас нет простых задач, которые даются за две-три попытки. Каждого результата нужно добиться».
Я здесь!
Но снаружи – за куполом цирка – волшебство не живет. «Здесь ты жонглируешь квитанциями, чтобы оплатить счета. Ты ходишь по канату, принимая решения, и тебе приходится доверять, устанавливать контакты и взаимодействовать с другими», - говорит Жуниор Перим. И цирк – верит он – учит всему этому лучше, чем какое бы то ни было занятие. А в конце все завершается зрелищным выступлением.
В дни гастролей молодые бразильцы, вытесненные с широкой дороги, сияют перед зрителями, а те купают их в аплодисментах. Кажется, вот она, награда за труды. Эллин Фигуейредо, акробатка, признается, что это сверхъестественное чувство. «Адреналин зашкаливает, а тебе приходится следить за осанкой и удерживать баланс, чтобы не упасть. Но когда видишь зрителей внизу, понимаешь – это фантастика! Я будто бы говорю: «Эй, посмотрите! Я здесь!»
Наверное, именно это и надеется сказать Перим – «Помсотрите! Мы здесь – а значит, нас видят!»