В России цирки живут там, куда их посадят архитекторы – в столицах, зажатые супермаркетами, магазинами белья, обувными мастерскими, дорогами, детскими садами и киосками «Союзпечати». Это монументально, но скучновато.
В Аргентине не так. Здесь цирки вырастают за одну ночь, там, где осмелятся вбить первый колышек шапито. Шатры гремят во дворах, хохочут в парках, развлекают на побережьях и заманивают возле школ. Страшновато, но жутко интересно! Так говорят в цирке XXI, и артистам хочется верить.
А где палатка?
Правда, никакого шапито у циркачей нет. «Мы уже переросли бродячее прошлое и теперь выступаем только на престижных площадках», - хвалится Себастьян Лопес, руководитель труппы, артист в пятом поколении. Восемь лет назад он вместе с братом, Фабианом собрал по стране двадцать пять артистов – акробатов, комиков, фокусников и танцоров – и пустился с ними в первые гастроли.
Номера сочиняли на ходу. Костюмы шили по ночам, а между репетициями артисты носились по очередному городу в поисках дешевой аппаратуры. В 2004 году, когда все начиналось, новая техника казалась такой же роскошью, как и громкое, витиеватое название. Труппе дали простое предсказуемое имя – «Cirque XXI». «Со временем мы надеялись поменять его, но после не захотели», - делится Себастьян.
Так почему у цирка нет шапито? Все закрутилось слишком быстро, а успехи повалились пугающе рано. Уже в 2005 году бесшабашных, по-мальчишески самоуверенных циркачей приглашают выступить на изнеженном уругвайском курорте Пунта-дель-Эсте. Это было то, что называют шансом. «Когда нам позвонили, мы не откладывали решения ни на завтра, ни на послеобеденный чай. Мы согласились сразу же», - говорит Себастьян. Отказывать, и правда, было глупо: до этого в казино Пунта-дель-Эсте приглашали разве что цирк Дю Солей. Позже труппу «XXI» станут часто с ним сравнивать. Но все по порядку.
Дело в таланте
Успех аргентинского шоу оказался ошеломительным. Кто-то списал это на пьяное благодушие туристов. Другие – их было меньше – заикнулись о мастерстве циркачей (братья Лопес – кичливые артисты, но даровитые бизнесмены, и в труппу набирали только профессионалов). Жидкая кучка третьих повторяла популярное присловье о нужном времени и нужном месте. Как бы то ни было, цирку сказочно повезло, и в Аргентину труппа возвращалась торжественно, как первоклассник после удачного диктанта.
Дома их встретили так, как мечтается всем молодым циркам. Родина оказалась щедра на внимание: братьев в сопровождении пары воздушных гимнасток зазывали на телевизионные шоу, их сманивали в модные клубы и умоляли сняться в рекламе очередного натурального йогурта или стирального порошка с неповторимым ароматом. В 2006 году «XXI» снова отправляется на пляжи Пунта-дель-Эсте. И снова кто-то говорит о везении, а кто-то – о полезных знакомствах. Но все больше тех, кто улыбается и отвечает: нет, ребята, все дело в таланте…
Аргентинский Дю Солей
Уж о чем, о чем, а о таланте братья Лопес поговорить любят. Журналисты и досужие ворчуны называют сайт цирка самым крикливым на южноафриканском побережье, но артисты этим не смущается. «Мы – циркачи в пятом поколении. Вот уже сто лет в жилах нашей семьи течет цирковая кровь», - Себастьян явно гордится, - «Мы воплотили свою мечту, мы восемь лет в бизнесе, и у нас пять роскошных постановок. Мы – самый оригинальный цирк в самой оригинальной стране. Не зря нас называют аргентинским Дю Солей!»
Сравнение труппы с канадским «цирком солнца» явно льстит артистам. Пометка «в стиле Дю Солей» - обязательным красным цветом - стоит на каждой афише, на каждом постере. Ее печатают даже на билетах, поверх танцовщиц с перьями на головах и комиков в гороховых панталонах. Чем «XXI» похож на канадского вундеркинда? Многим. Но прежде всего – агрессивной, шумливой и броской рекламой. «Люди верят, что труппа «XXI» - само благополучие», - откровенничает Себастьян Лопес, - «Им нравится думать, что мы не знаем нужды и готовы выбрасывать миллионы на каждое часовое шоу. Это не так, но мы никого не разубеждаем».
С Дю Солей их роднят и другие вещи. Цирк «XXI» обходится без животных и клоунов. Вместо первых – куклы из искусственного меха в человеческий рост. Вместо вторых – пародисты с растрепанными волосами и нелепым гримом. В труппе из пятидесяти человек – десяток воздушных гимнастов, горстка танцовщиц, пара фокусников, несколько акробатов, жонглерский дуэт и два-три моноциклиста. Все очень ярко, сексуально, броско, и, как любят говорить в журнальных обзорах, «концептуально».
Концептуально. Наверное, это определение нравится братьям Лопес больше других. Они готовы повторять это дивное слово в каждой пятой фразе. Словарного значения «концепта», они, скорее всего, не знают. У них есть «концепт» цирковой – дорогие костюмы, лучшие артисты, пара престижных аргентинских наград, современное (наконец-то!) оборудование.
Братья Лопес кичливы и по-мальчишечьи самоуверенны, но уж точно не безразличны и не ленивы. «Мы – лучшие», - признают они, - «И этого сладкого слова мы ни за что не упустим, пусть бы за него пришлось сражаться хоть с тремя Дю Солеями». Тот, кто произнес такое на публику, готов на многое.