И все-таки жизнь – забавная штука. До дрожи. До омерзения, смешанного с интересом. Вы знали, что через кишечник можно скользить кораблем? А на голосовых связках сыграть симфонию? На нейронах удобно балансировать, на цепочках ДНК – раскачиваться, пока не закружится голова, а потом нестись из организма вместе с адреналином?
И это не все. Забавная штука жизнь шепчет, что можно прыгать с крыш и рей, отдаваться возмутительному риску, но так и не произнести страшное слово «люблю». А еще можно сгрести все свои неудачи в кучу, отмыть их, пригреть и водрузить на голову гордо, словно корону. Новомодный психоделический фильм? Нет! Всего лишь цирк!
Вслед за солнцем
Историю шведского цирка Cirkör логичнее всего начать с… канадского Дю Солей. В середине 90-х именем солнечной труппы могли бы назвать лихорадку – с таким жаром его хватали, упивались им, вставляли в реплики сериальных героев и сюжеты рассказов. Слышала о нем и 24-летняя Тильда Бьерфорс, та самая, что в 1995 году придумала экспериментальный цирк, «в котором возможно все».
Молодой актрисе нравились психологичные и «несмешные» дюсолеевские представления. Но для Швеции, где с детства отвергали привычные для остального мира табу на темы секса, смерти или инвалидности, одного психологизма было мало. И Тильда повернулась к водевилю и варьете, к камерным представлениям на крошечных сценах – здесь, в интимной обстановке, постановщику позволялось все.
Любовь, переросшая в страсть
Эта история началась как нежная юношеская любовь. И переросла в настоящую страсть – громкую, яркую и заметную. Так говорят сами артисты Cirkör. Но это теперь, когда известность уже позволяет сочинять красивые сравнения. Прежде времени – да и места – было до слез мало. Молодые и вдохновенные репетировали по ночам в школах. За эту возможность они расплачивались, давая мастер-классы школьникам и студентам.
Позже тренерский опыт перерос в культурно-образовательный проект. А экспериментальный современный цирк стал олицетворением Швеции, наряду с IKEA и сборной страны по хоккею. А в 2005 году скандальная экспрессивная труппа превратилась в самостоятельный Институт цирка. Тогда-то мечты о сценическом мире без ограничений переплавились в спектакли и затопили целый мир.
Три – в одном
Современные европейские цирки похожи на подводные скалы – они обрастают учебными и благотворительными центрами, словно кораллами. Труппа Cirkör давно переросла статус цирка и теперь ветвится в трех направлениях: детские развлекательные центры, цирковые программы и учебные организации. Три составляющие цирка срослись так, что постоянно взаимодействуют друг с другом, а тренеры, режиссеры и хореографы привычно переходят из одной сферы в другую.
Принцип взаимодействия работает во всех проектах Cirkör, сотрудничает ли труппа с другими компаниями или создает что-то свое. Школьники, изучающие цирковые жанры раз в неделю, могут тренироваться с именитыми артистами труппы или же со студентами Института, которые съехались в Швецию со всех закоулков мира. В цирке берегут и лелеют те восторги и порывы, которые бурлят вокруг труппы. Подчеркивая различия с традиционным цирком, Cirkör позволяет зрителям учиться и тренироваться вместе со своими артистами.
«Нетрадиционные методы современного цирка расширяют границы человеческих возможностей», - говорит Тильда Бьерфорс, - «Цирк становится инструментом для построения всех форм социального контакта, вне зависимости от национальных, этнических, эстетических и возрастных особенностей».
Изнутри – наружу!
Обыкновенный мир соорудили за пять дней – так говорит Библия. Мир, в котором возможно все, пришлось выстраивать годами, - шутят артисты Cirkör. А чтобы рассказать о нем доходчиво и легко, понадобилось тринадцать лет подготовки. Пока в 2008 году цирк не объявил о спектакле “99% неизвестного” – первого из трилогии о человеческом теле.
Вот здесь-то постановщики разыгрались по-настоящему. Путешествуя вместе со зрителем из кишечника в желудок, жонглируя клетками, вытягивая нервы и играя на голосовых связках, Тильда Бьерфорс смешала элементы личного театра, рок-концерта, хореографии и драматургии.
В 2009 артисты идут дальше и глубже – внутрь человеческого сердца. Программа “Изнутри – наружу” кричит о страхах тех, кто, по мнению большинства, уже ничего не боится – о циркачах. Да, они могут зависать вниз головой на высоте десяти метров, да, они ежевечерне гуляют по стеклу и метают ножи. Но их сердца не столь натренированны и отчаянны.
Последнюю часть трилогии представили в 2010 году. “Носи их как корону”, самый известный спектакль проекта, пытается примирить левое и правое полушарие мозга. Шесть странных персонажей несутся через мир иллюзии, игры теней, акробатики, жонглирования и драмы, чтобы сразиться со своими противоречиями и отыскать путь друг к другу.
Что последует за трилогией – неизвестно. Но и артисты, и зрители, точно знают одно –Тильда Бьерфорс не бросит свои трагикомические и абсурдные постановки. Она и дальше будет исследовать сложные вопросы жизни на цирковой сцене. Хаос, трансформация, риски и возможности – эти мотивы навсегда поселились в сюжетах Cirkör. Ведь без постоянных эмблем не станешь символом страны.