Какой-какой театр? Экспериментальный? Нет-нет, уж лучше в цирк! - какая привычная и - что смешнее - понятная многим реакция! Да, да, мы боимся психологических игр, нам неприятны мрачные декорации, а от бесконечных "разрывов шаблонов" и "вызовов нормам" хочется сбежать куда-нибудь подальше!
А вот из мим-театра "Дождь" бежать почему-то не хочется, хоть и в его названии есть это страшное слово - "экспериментальный". Сначала оказывается, что представления просты и понятны любому, кто согласится "смотреть сердцем". Позже выясняется, что сюжеты очень добры и бесхитростны. И уже напоследок, читая перечень спектаклей, обнаруживаешь, что большинство представлений поставлено для детей...
Храбрая компания
"Экспериментальному театру драмы" всего-то пятнадцать лет. Рискнуть решили в Новочебоксарске, в 1995 году. 1 апреля труппа - выпускники Санкт-Петербургской театральной академии и Чебоксарского музыкального училища - вышла на премьерный спектакль.
Что тогда спасло новорожденный коллектив? Свежая подача, юношеский задор и абсолютная безыскусность, искренность начинающих актеров. Впрочем, пока об экспериментах говорить было рано.
Эксперимент удался!
К 1996 году актерский состав обновился, и коллектив избрал другой, рискованный и непривычный жанр пантомимической клоунады. С того момента со сцены практически исчез вербальный язык, но появился телесный - пластика, мимика, жесты, хореография.
В репертуаре труппы появились новые для города постановки, сочетающие драму, клоунаду, пантомиму, комедию дель арте, где действие основано на импровизации, и даже элементы балета. Непривычные для традиционного театра приемы и находки стали настоящим вызовом для артистов. А как дерзкие эксперименты будоражили неподготовленного зрителя!
И все же эксперимент, которому пророчили то унизительный провал, то медленное угасание, состоялся. Театр выжил, и к пятнадцатилетию собрал яркую коллекцию самобытных, нескучных и добрых спектаклей, где даже в мрачноватых сценах видна любовь и вера в человека.
Клоуны и бабочки
Спектакли «Дождя» не назовешь традиционными. Но нет в них и кичливого бунтарства, привычного для многих экспериментальных театров. Детские спектакли труппы незлобивы и красочны, здесь рассказывают, показывают, воспитывают и приглашают участвовать в действии. Взрослые постановки спокойны, размеренны, разнообразны и немного печальны.
Жемчужина в «детской» коллекции – постановка «Бабочка». Простая, доверительная история о клоунах и их мире, где герои ссорятся, обижаются, мечтают, хохочут и грустят, ошибаются, но исправляются, возвращаясь к искренней дружбе.
Зритель взрослый, уставший от внутренних конфликтов, рефлексии и лирической грусти, отдыхает в другом – в ясности, ненавязчивости, быстрой смене ярких, живых сюжетов. Таково «Ха-ха по – черному» - спектакль из клоунских миниатюр о современной действительности – до обидного простой, где-то глупой, где-то трагической, а где-то – до умопомрачения смешной.
Хохот не исключает интимности: актеры выступают на малой сцене, откуда можно посмотреть в глаза зрителю и получить отклик. Подчас зал вовлекается в действие.
Новый дом
Многие из своих спектаклей театр давал везде, где была возможность разместить нехитрые декорации, загримироваться и выйти на сцену или ее подобие. Артисты не гнушались выезжать в детские сады, школы, дворцы культуры, парки. Благо, камерные представления с привлечением зрителей и игрой «глаза в глаза» умещаются на самых маленьких площадках.
Но странствия когда-нибудь заканчиваются. Завершились они и для артистов «Дождя». Перетерпев становление и возмужав, театр находит новый дом. В конце марта 2010 года труппа дает премьерное представление в новом отремонтированном здании на улице Солнечной. С этого дня начинается новая история – со свежей фабулой, другими декорациями, но все теми же персонажами – открытыми, щедрыми на эксперименты, готовыми дарить эмоции в любой обстановке, в любую погоду, в любом настроении.