Две смешливые девушки в трико занимают привычную стойку, прижимаются локтями друг к дружке. Ноги – будто натянутые струны, тонкие, уверенные. Вот они кивают и что-то кричат третьей гимнастке. Та легко – будто делала это с рождения – вспрыгивает на плечи подруг. Получается улыбчивая, юная пирамида с хвостиками на трех макушках. Внезапно девушка наверху выполняет двойной флип и приземляется. Задорный смех, руки, поднятые в триумфе, сильные и твердые, как натянутые струны, ноги.
Вот так – улыбчиво, с юношеской легкостью, работают все артисты кубинского цирка Circuba. Цирка, похожего на свою страну – отчаянного, свободного, бесшабашного и рискованного.
Здравствуй, радость!
Огни в Circuba, государственном цирке Кубы, зажглись 6 июня 1968 года. Вместе с цирком открылась и школа. Уставшие от волнений и переворотов люди упивались непривычным простодушным весельем, словно водой в знойный день. Казалось, на острове не осталось других развлечений. Все неслись в цирк – школьники, родители, братья, сестры, инженеры, врачи, кондитеры, секретари, стоматологи, журналисты…
А сколько надежд рождала цирковая школа! В Гаване только успели развесить объявления – как перед зданием цирка толпились, перешептывались и замирали в ожидании караваны претендентов. Они – безусловно, самые талантливые, красивые и усердные юноши и девушки на земле – должны стать циркачами!
И они становились – но не все, лишь самые способные. Стандарты циркового искусства в стране нещадно высоки. Только получив обязательное академическое образование, студенты могли надеяться пройти отбор в Национальную цирковую школу. Но и тогда до выступлений было далеко. Будущих жонглеров, акробатов и клоунов ждали четыре года изнурительных занятий. И только после выпуска – возможная карьера на манящем кубинском манеже.
Кто боится темноты?
Гавана – город затмений. Отключения электричества случаются здесь так часто, что горожане научились относиться к ним снисходительно – как к очередной проделке любимицы-кошки. И только артистов Кубинского цирка внезапное отключение электричества пугает и настораживает. Еще бы – темнота во время отработки трюков создает нешуточную опасность.
К счастью, на этот раз все обошлось. Свет отключился лишь во время репетиции вечернего выступления, и никто из артистов не пострадал. При свете ручных фонариков и заботливо припасенных свечей – перебои с электричеством давно стали обычным делом – артисты пробираются в гримерные, чтобы переждать темноту и вновь приступить к подготовке.
Темнота – не самое страшное. Есть то, чего артисты боятся сильнее – разочаровать зрителя. И опасения этих молодых людей не наиграны. Каждый, кто побывал на Кубе, знает, как местные жители трепещут перед развлечениями. «Говорят, что цирковые жанры – жонглирование, акробатика, иллюзия и клоунада – наивные деревенские собратья классических видов искусства, таких как опера или балет», - делится Роберто Перес Морель, директор Circuba, - «На Кубе вы этого не услышите! Здесь верят, что цирк – это театр улиц. Его любят все – и дети, и старики».
Двадцать
Действующая труппа кубинского цирка невелика – всего-то двадцать артистов от девятнадцати до тридцати лет, включая директора и звукорежиссера. Но эта маленькая жизнелюбивая компания развлекает весь остров.
Представление цирка стандартно и длится один час сорок минут. За это время зрители успевают похохотать над клоунскими репризами, изумиться ловкости акробаток, испугаться за воздушных гимнастов, позавидовать умениям иллюзиониста и умилиться собачкам, танцующим неизменную для Кубы румбу. И главное - вам не нужно быть десятилетним, чтобы насладиться этим ярким, легким, но очень талантливым шоу.