Цирк Крик не похож на другие – вот так, открыто и не кокетничая, заявляет администрация труппы на своем официальном сайте. Правда, после добавляет – «так говорим не мы, а те, кто приходит на нас посмотреть. И почти все говорят одно и то же».
Здесь нет животных, нет банальных коммерческих ходов, нет телезнаменитостей, призванных опустошить зрительские карманы, нет громкой рекламы и газетных интервью. Зато здесь есть своя труппа, понятные реалистичные сюжеты, универсальный, понятный всем язык, добротные декорации и костюмы и неустанная помощь благотворительным фондам.
Новичкам везет!
Впервые артисты цирка Крик вышли к зрителю в 1981 году. С 5 по 28 июня того года труппе довелось выступить в парке Эскорксадор в Барселоне. После столь грандиозного начала ничего не страшно. Весь оставшийся сезон расхрабрившиеся артисты путешествуют по каталонским деревушкам.
В следующем году молодая амбициозная труппа получает государственную помощь и пускается в новый тур. Не будь этих денег, гастроли для начинающих артистов были бы невозможны. Но теперь, обеспеченные и уверенные в себе, они разъезжают по стране и срывают аплодисменты. Именно тогда их в выступлениях проявляется тенденция, которые французы много позже назовут «современным цирком».
Все сначала
Удачное начало не обещает счастливого конца. Новый цирк прожил всего два года – до 1982. Но умерев формально, труппа продолжала жить: артисты разъезжали с выступлениями, участвовали в фестивалях, открывали премьерное представление Каталонского цирка… Эта труппа – разочарованная, притихшая, но все еще живая – путешествовала и ставила невероятные спектакли, участвовала в создании престижных артистических союзов, занималась благотворительностью. Так прошло начало 90-х годов.
А в 1995 появилась надежда на возрождение. Жом Матеу – знаменитый клоун с псевдонимом Тортелл Полтрона - и Монтси Триас создали КРАК – Центр изучения циркового искусства. Став членами организации, артисты ставят целую серию полноценных, добротных представлений – по одному в 1995 и 1996, по два – в 1997 и 1998 и целых три – в 1999. Выступления увидели по всей стране – и не смогли забыть бойкие, динамичные постановки, дерзкие ходы и сложные, невиданные доселе приемы. Позабытых циркачей начали ждать вновь.
Новый цирк
В 2002 году в аргентинских городах появились афиши возрожденного цирка Крик. «Мы, несомненно, стали свидетелями грандиозного события», - захлебывались в восторгах газеты, - «Цирк дает свое первое представление после двадцати лет молчания!». Представители труппы и сами подогревали этот ажиотаж, обещая, что новый цирк - основанный на традициях, но разнообразный и современный – в ближайшем будущем сможет сыграть главную роль в развитии цирковой традиции страны.
Громкие слова не были пустыми. Некоторые представления оказались поистине новаторскими – они открыли пути новым синтетическим жанрам, оригинальным приемам, неожиданным, подчас странным, находкам. А еще спектакли цирка заставили признать: на манеже есть место не только взрослым. Выступать может каждый способный артист, даже если он еще только учится в начальной школе.
К новым Америкам!
Думаете, вернувшись в начале нового века, цирк остался прежним? Вовсе нет! В погоне за открытиями труппа готова переплыть океан, броситься к новым Индиям и Америкам, совершать безумства и дразнить судьбу. Им ничего не страшно!
Здесь летают, не приземляясь, крутят сальто в воздухе, смеются до тех пор, пока не кончаются слезы, танцуют, не подчиняясь ритму, не знают страха и стеснения. Здесь все понятно – ведь язык артистов универсален, и все разрешено – ведь представление поставлено для зрителей. Возможно, именно поэтому про цирк Крик и говорят – он не похож на остальные.