Что мы знаем о Франции? О ней начинаешь задумываться, готовясь к автобусному туру или помогая ребенку с докладом по географии. Да-да, там есть Эйфелева башня, окруженная Елисейскими полями с дорогущими бутиками, там есть Версаль и Триумфальная арка, и все это безобразие пересекает Сена с обязательными речными трамвайчиками, бокалами шампанского и поцелуями…
А еще во Франции – изумительный цирк. Нетипичный, завораживающий, а порою и просто чуждый российскому зрителю, воспитанному на шапито, дрессированных тиграх и клоунских репризах. Таков «Цирк Иси» - цирк одного актера, а по совместительству гимнаста, комика, иллюзиониста, исследователя и укротителя.
Цирк – здесь!
Французское слово «ici» на русский язык переводится как «здесь». Вот так, здесь и сейчас, Жоан Ле Гийерм, основатель и владелец труппы, укрощает меховые цилиндры, перетягивает канатом доски, выстраивая шаткую на вид «лестницу в небо», свивает металлический шест в спираль и пускает его путешествовать по манежу…
Ничего удивительного, что причудливые конструкции, созданные артистом по ходу действия, с готовностью принимают музеи современного искусства, а его идеи давно исследуют французские физики.
Канатоходец и экспериментатор
Так кто же он – человек, творения которого выставили в отдельном павильоне на знаменитом Авиньонском фестивале? Кто он – тот, кто умеет заворожить зрителя одной лишь игрой с оживающими предметами, собирая аншлаги во всех странах мира? Обыкновенный цирковой артист с нетипичной судьбой.
Как многие новаторы, Жоан Ле Гийерм пришел на манеж не из цирковой семьи. В пятнадцать лет впечатлительный амбициозный юноша поступает в Национальный центр цирковых искусств, где учится у канатоходца Эрни Кленеля, а после – у клоуна Ктибора Турба. Отличное цирковое образование обеспечило Жоану ровную тропку в лучшие коллективы страны, но после нескольких лет выступлений талантливый канатоходец сворачивает на свою дорогу. Так появился неожиданный, скандальный и сложный «Цирк иси» - без животных, акробатов и комиков, но с причудливыми физическими иллюзиями.
Секрет – в ожидании
Как одному человеку – с одними лишь ассистентами – удается держать внимание разбалованного зрителя? Все дело в «саспенс» - напряженном ожидании яркой, неожиданной развязки. Видя, как артист создает свои объекты из подручных материалов, зрители не знают, какой трюк он выполнит в конце номера.
Вот Жоан взбирается по выстроенной им лестнице – доски, перевязанные веревкой – под купол шатра. Вот под свист хлыста меховые цилиндры сворачиваются в трогательные пушистые комочки. Вот, словно послушные животные, по сцене катаются жестяные ведра, кружатся металлические шесты, а гигантские тазы волшебным образом огибают препятствия – тумбы и другие предметы.
Вот на арене появляется хитроумное приспособление – гигантская кисть, вместо ворсинок которой – металлические пружинки. Через мгновение публику осеняет – это лошадь! На громадине в человеческий рост прикреплено седло. Жоан, преобразившись из укротителя в наездника, шутя запрыгивает на «кисть» и приводит конструкцию в движение. Кажется, будто находишься в огромной исследовательской лаборатории, где благодушный ученый ставит свои безумные опыты, не смущаясь наблюдателей.
Сколько людей в труппе одного актера?
Жоан Ле Гийерм – человек-оркестр. В своей труппе он и режиссер, и артист, и лаборант, и художник, и исследователь, и строитель. Но даже ему нужны помощники. Сейчас в его команде работает порядка десяти человек – несколько администраторов, осветители, ассистенты и два главных работника, от которых зависит половина успеха – изготовители реквизита. Именно они создают предметы, которые Жоан заставляет двигаться на манеже.
«Цирк Иси» не нуждается в постоянном адресе – единственный артист и труппа постоянно гастролируют, создавая цирк везде, где бы ни появились. Выступления проходят в скромном шапито, подступы к которому – в сравнении с традиционными шатрами, где толпятся зрители, артисты и фургончики с животными – на удивление пусты. Но разве для создания чуда многое нужно?