Десять часов утра, суббота. Площадка около ереванского дельфинария. Пахнет жженым сахаром, новой пластмассой и горячим маслом. Откуда-то сверху кричат динамики. К площадке подтягиваются люди. Кто вытягивает шею, кто разводит руками, кто останавливает прохожих и все спрашивает, спрашивает…
Посреди площадки стоит шапито. Происходящее вокруг доказывает, что бродячие цирки возбуждают интерес не только в детских фильмах.
Цыгане из шатра
Шатер красный. На фоне голубого неба и зелени он похож на чудо-вишню. «Когда мы здесь появились, люди из окрестных домов ходили узнавать, не цыгане ли мы», - говорит владелец цирка, клоун Гоша – Геворг Григорян. Это он купил итальянское шапито, набрал труппу и теперь хочет «познакомить зрителей с европейским цирком».
Все началось в 2011 году. В Ереван приехал подозрительный состав – люди с чемоданами и мешками, теплушки с животными. В отдельном грузовике – красное брезентовое полотно, широкое, как парус. Через неделю у городского дельфинария поставили шатер, и люди потянулись на голоса из динамиков и запах сахара.
Газеты говорили, что артисты подгадали время. Стационарный цирк – больное, дырявое здание с битыми гримерными и ржавыми кранами – уже не работал. И все равно к шатру привыкали долго. «Многие спрашивали, что мы делаем», - говорит Гоша, - «Мы рассказывали про цирк, люди усмехались. Кто-то решил, что нас выгнали из стационара. Ничего удивительного – в советских республиках ничего не знают о европейском цирке».
Особенности европейского цирка
А узнать можно многое. Геворг Григорян знает, о чем говорит – он выступает в цирке дольше тридцати лет. В четырнадцать сбежал из Армении в Москву, поступил в цирковую академию, работал в местных труппах. Когда Советы распались, стал выступать за границей. И долго не мог поверить в то, что видел.
«По Европе разъезжает 400 цирков. Почти 70% зрителей в них – взрослые», - говорит он, - «Дети появляются в зале только в двух случаях – либо их не с кем оставить, либо они уж очень просили показать им собачку или гуся. В моем шапито та же картина. Я клоун, но придумываю репризы и для детей, и для взрослых. Цирк для людей от трех до двенадцати лет – советский пережиток».
Но и в Союзе было что-то хорошее. Например, артисты. В Бродячем цирке выступают россияне и украинцы. Есть животные – три медведя, три мартышки, собаки и змеи. Во время гастролей их клетки ставят рядом с шатром. От любопытных площадку огораживают забором. Куда ездит шапито? В Гюмри, Артик, Ванадзор, Дилижан. Отправляются в сентябре. К октябрю добираются до Нагорного Карабаха, а после едут домой. К Новому году нужно успеть поставить новую программу.
Никакой культуры!
В Европе в цирк могут завернуть по пути из кафе. Билеты на представления стоят как чашка кофе. Бродячий цирк тоже берет недорого. В Ереване – по 5 долларов с человека. «Мы все делаем сами, на свои деньги», - говорит Григорян, - «Прибыль важна, но работаем мы не ради нее. У нас есть контракты с итальянскими артистами, есть лицензия, есть европейский уровень. Мы всем довольны».
Гоша врет. Иногда в конце интервью он жалуется на безразличных министров культуры. «Они знают, что где-то там есть бродячий цирк», - говорит он, - «Но никто не приходит и не спрашивает, кто мы. Им неинтересно, чем мы занимаемся. Они не хотят рассказать о нас, привлечь зрителя. Если спектакль получается хорошим, и люди хлопают – это наша заслуга. И никакой культуры тут нет».
Наверное, культура – это старый стационарный цирк. В 2012 году его снесли – отремонтировать здание оказалось невозможно. Новый ереванский цирк построят в 2014. К этому времени григоряновский Бродячий цирк достигнет возраста классических европейских шапито – трех с половиной лет.