Кто знает все языки мира? Цирк! Кто понимает язык цирка? Весь мир! Универсальное наречие легко освоить за два часа представления. И особенно остро, особенно охотно это чувствуешь в цирках неприметных, неизвестных европейцу. Здесь нет костюмов в стразах, зазывных музыкальных аккордов, нет сладкой газировки и афиш с кордебалетом в чувственных позах. Но как распахиваются глаза, смеются губы, как плещут ладоши тех, кто привык к ярким зрелищам и вылощенным номерам!
Баобабы – это экзотично!
Чем хороши «дикие» южноафриканские цирки? Цирк «Баобаб» из Гвинеи объясняет наглядно: здесь постоянно ищут – новых форм, свежих подходов, любопытных постановок. Здесь не смущаются учиться у «больших» европейских братьев, признавая свое несовершенство. Здесь ставят эксперименты, мирят культуры, устраивают революции.
Гвинея пестовала и беззлобно отправляла в мир свои ритмические песни, ударные инструменты, трюки на ходулях, танцевальную акробатику. Ей хватило сил и для первого африканского экспериментального цирка воздушной гимнастики. Цирк «Баобаб» - труппа, созданная в Национальном центре акробатики. Опираясь на традиции, здесь изобретают новый цирковой язык.
В начале было… кино
Цирк «Баобаб» - его тут же провозгласили «первым настоящим цирком воздушной гимнастики в Африке» - появился в 1998 году. Танцоры, музыканты и акробаты труппы – все родились и жили в Гвинее, стране искусств, где не было цирка и где никто не выступал на европейских аренах.
Кто же помог труппе родиться? Артисты повторяют имя французского режиссера Лорана Шевалье – он не раз приезжал в Гвинею снимать свои ленты. А однажды решился на фильм об африканском цирке. Вернулся в полюбившуюся страну и…создал первую в стране труппу! В сотрудничестве с министром культуры Гвинеи и Пьеро Бидоном, основателем цирка Archaos, Шевалье тренировал артистов, акробатов и музыкантов. Через несколько лет тихие прилежные ученики штурмом захватили напыщенные западные арены.
В конце 90-х хлипкая начинающая труппа держалась на десятке энтузиастов. Но у них были талантливые учителя – опытнейшие французские жонглеры, воздушные гимнасты, акробаты и хореографы. Уже к марту 2000 года артисты – возрастом от 12 до 70 лет – пустились в свои первые гастроли по Африке. А через время, напоенные успехом, артисты отправляются во Францию и Европу с первой счастливой постановкой «Обезьяна-барабанщик».
Старая сказка
О чем африканец может поведать европейцу? О своих историях! Так и поступили в цирке «Баобаб». Сюжет первой постановки был основан на старой гвинейской легенде о человеке, укравшем у обезьяны баробан-джембе.
Нетипичное для европейского цирка зрелище заставило говорить, спорить, восторгаться. «Фантастическая энергия артистов, сплетение акробатики, танца и ударной музыки. Акробаты относятся к своей работе настолько легко, что, кажется, эти трюки они выполняли с рождения», - захлебывались в похвале газеты.
Вот ты слышишь удары тамтама за кулисами, и внутри начинается трепет. На манеже оживает древняя легенда. Прежде люди не знали барабана. На нем могли играть только шимпанзе. В те времена не было ружей, и охотник по имени Содью – самый умелый охотник - ставил капканы.
Однажды, когда Содью охотился, он заметил шимпанзе, которые поднялись на деревья, чтобы поесть. Позже они начали играть на барабанах. Охотник сказал себе: «Этот предмет красив, я должен заполучить его!» Он выкопал яму и поставил в нее капкан.
На следующий день Содью услышал крик шимпанзе. Кричали маленькие обезьянки, кричала старая шимпанзе. В капкан попалась обезьяна-барабанщик. Охотник позвал собаку и отправился в лес. Обезьяны бросились наутек, остался лишь пойманный шимпанзе со своим барабаном. Так охотник забрал барабан и принес его в деревню.
Вернувшись домой, он отдал барабан старейшине. тот сказал: «Мы слышали эту вещь много раз, но никто до тебя не видел ее. Ты принес ее, и это хорошо. Бери в жены самую красивую женщину в деревне». С тех пор тех, кто играл на барабане, стали звать барабанщиками. А обезьяны, лишившись инструмента, стали бить кулаками в грудь.
Если долго мучиться…
Начало редко бывает ярким и лощеным. Первое время ученики акробатической студии занимались где придется – на площадях, в зданиях складов и школ. Позже неугомонной труппе, возомнившей себя настоящим цирком, выделили помещение бывшей типографии в Конакри, столице Гвинеи.
В неказистом приземистом здании артисты ставят хореографические номера, работают на батуте, занимаются акробатикой и оттачивают трюки. Рядом – во дворе – установлены трапеции. Со временем репетиционная база обросла гардеробными, медпунктом, комнатами отдыха и костюмерной.
А в 2002 году на месте бывшей типографии отстроили новое здание. Так началась история первого африканского цирка. Она, как и старая легенда, передается из рассказа в рассказ, из газетного сюжета в сюжет. И – верят артисты – история их труппы только зарождается…