Кто бывал в Дании и паломничал к всевозможным дворцам в стиле барокко, а потом отдыхал от архитектурных изысков у статуи Русалочки, тот знает – больших цирков в стране нет. Услышав что-то вроде «стоэ сикус», датчане расскажут вам о Бенневисе, Арене и Даннеборге. Это большие, очень большие труппы – они разъезжают по стране, держат красивые сайты и даже возят львов!
Большинство же цирков в Дании – маленькие. Даже нет, крохотные – пара-тройка артистов, две дрессированные собаки и один гусь. Впрочем, есть в стране один «средний» - семейный – цирк. Зовут его Балдони. Он держит игрушечного льва и, говорят, даже выезжает выступать за границу. А это дорогого стоит!
Цирковой театр
Цирк Балдони – вернее то, что ему предшествовало - появился в Дании в 1998 году. Открыл его Рене Монстер, бывший цирковой менеджер. Восемь лет – с 1986 года - он трудился в блестящем, славном цирке Арена. Считал деньги, заказывал реквизит, а иногда даже выступал - называл себя Роном Марвином, брал цилиндр и шел показывать фокусы. А в 1995 году взял и сбежал в самодельный детский театр.
Оказалось, о своем маленьком театре Рене мечтал уже давно. Но разве поняли бы его там – в шумливом, роскошном и дорогом цирке? С 1998 по 2001 год о тихой детской труппе практически никто не знал – артисты ставили нехитрые поучительные спектакли, разъезжали с представлениями по провинциям и были довольны скромными доходами и тихой, почти неприметной славой.
Все закончилось в 2001 году, когда на драматический спектакль с парой цирковых номеров почти никто не пришел. Деньги от проданных билетов не смогли покрыть даже самых насущных расходов – на поездки и декорации. Так несчастному Рене пришлось вернуться к тому, от чего он бежал: цирковой театр стал театральным цирком.
Вернуться? Ни за что!
«Любимый семейный цирк» Балдони – так называл его сам Рене Монстер – отправился в дорогу в 2002 году. Цирк вырос, стал ярче и шумливее, но от театральных сюжетов так и не отказался. Теперь в труппе было несколько клоунов, акробатка, гимнасты, дрессированный пес и Леонардо – гигантский плюшевый лев. Они все так же разъезжали по провинциям, опасаясь сунуться в Копенгаген – еще бы, ведь там им пришлось бы услышать три страшных слова – Арена, Бенневис и Даннеборг. А о них циркачам знать не хотелось.
О первых выступлениях Балдони никто не помнит. Или не хочет говорить. Возможно, они были слабоваты или приносили одни убытки. Но Рене упирался – он не хотел возвращаться в Арену и занимал деньги, увольнял и приглашал артистов, зазывал зрителей, кричал на рекламщиков… Усилия не были напрасными. Каждый год казалось, что цирк едва доживает, но каждый год билеты продавались все быстрее, а представления становились интереснее и живее.
Дании понадобилось пять лет, чтобы привыкнуть к цирку Балдони. Пять лет понадобилось Рене Монстеру, чтобы его труппу наконец-то назвали «средней», «семейной» и «любимой». К 2007 году цирк уже три раза побывал за границей и успел сколотить крепкую команду. Кто же теперь выступает в красно-синем смешном шатре? Покупайте билет, запасайтесь сладкой газировкой и проходите в шапито!
Розы и уборка
Вот зажигается свет, вот осторожно играет оркестр – так, чтобы музыка была слышна, но не врезалась в уши. Вот на манеже появляется пара мимов – он и она. Итальянец и швейцарка. Супруги на сцене и друзья в жизни дарят друг другу розы, осваивают автомобиль, глядят на звезды и затевают генеральную уборку. Разрозненные сценки между номерами сливаются в один сюжет – их начинаешь ждать. Ждать и очень хотеть открыточного счастливого финала.
Пантомима перемежает «настоящие» номера. Вот знаменитая Мария Пикар – акробатка с хула-хупами. Ее номер нравится детям – здесь не просто протяжная музыка, блестящий костюм и караваны обручей. Нет! Рядом с артисткой снует собачонка – она подтаскивает обручи, встает на задние лапки, танцует и выпрашивает аплодисменты.
Вот гимнастки с горящими подсвечниками на ногах. Вот фигуристы на крохотном пятачке катка. Вот факиры с длинными волосами и серьезными лицами. Вот дрессированные кошки, вот гибкие и печальные пары, танцующие в воздухе. Вот директор манежа – он подпрыгивает на батуте и визжит от страха. А вот и Леонардо – забавный оранжевый лев, который спорит с директором и умеет петь.
Как я ходил стричься
На самом деле, лев Леонардо умеет почти все. При первом знакомстве он сообщает, что обладает «взрывоопасным» характером и выполняет много цирковых номеров. А на своей странице в интернете (да-да, у львов тоже есть страницы!) он проводит викторины с вопросами про себя, печатает рецепты простых блюд вроде творожного десерта, переписывается с поклонниками и рассказывает забавные истории.
Как-то раз – это было в конце циркового сезона – Леонардо случайно заколдовал директора цирка, того самого Рене Монстера. Он запрятал беднягу в цилиндр фокусника и забыл заклинание. Тогда незадачливого льва выручили дети – они подсказали ему нужные слова. А совсем недавно Леонардо напугал парикмахера. Перед новым сезоном льва всегда стригут. В этот раз он непривычно широко улыбнулся, показал зубы и заставил мастера бежать. Впрочем, все обошлось – как и в других похожих историях.
Почему цирк – семейный?
Датские цирки, особенно небольшие, удивляют своим спокойствием. В рождественские праздники от них не дождешься двухнедельной феерии – несколько скромных спектаклей, и довольно! Труппа Балдони ограничивается двумя. И даже не думает тратить на Рождество – как раньше – последние деньги.
«В субботу и воскресенье наши два традиционных представления собрали аншлаг», - притворно жалуется Рене Монстер, - «Это приятно, но немного утомительно. Впрочем, мы почти не тратимся на подготовку новогодних спектаклей, ведь к нам приходят те, кто уже видел спектакли летом. У нас дружелюбная, добрая атмосфера – шатер небольшой, зрители уже успели перезнакомиться. Поэтому мы и называем свой цирк семейным».
Нужна ли Балдони слава больших цирков? «Иногда мы думаем об этом», - признается Монстер, - «Но потом спохватываемся – а как же тогда семья? Как же то, что отличает нас от других?».