Есть такие цирки, у которых нет шатров, нет тигров и нет каскадеров, вылетающих из пушки. Но есть сумасшедшие организаторы, лауреаты престижных премий и просто трудолюбивые артисты. Один из таких цирков живет в Арктике, в крохотном эскимосском поселке Иглулик.
Нецирковой цирк
Канадский цирк Artcirq не похож на смеющиеся европейские труппы с цветистыми шапито, изобильными зоопарками и сонными гостиницами. Место, которое здесь называют офисом, – подвал, заваленный обрубками бревен и опилками. К стенам жмутся безногие столы для игры в настольный футбол. Здесь холодно как в погребе и темно как в тюрьме. Но «офис» – единственное место, пригодное для тренировок.
Каждое утро сюда стекается труппа. Инструктор – тридцатидевятилетний Гийом Саладин, акробат французского происхождения, уже выпил кофе с ликером, и ждет артистов: распиныват щебень, стелет маты… Вот подтягивается труппа. Все пронзительно молоды: акробату Абрахаму двадцать лет, Рине – восемнадцать. Гимнастке Дженни – всего шестнадцать, но у нее с другом Джоуи – двухлетняя дочь.
Встреча артистов напоминает первый день в школе: с хохотом, шутками и баловством ребята разбрасываются по залу. Кто-то начинает жонглировать, кто-то отрабатывает сальто. Дженни с подругой становятся на мостики и проползают на локтях вперед, становясь похожими на длинноногих насекомых. Остальные строят пирамиду – Рина становится на плечи Гийому, того поднимает Абрахам. Просто – до обидного.
Как зажечь огни?
О группе Artcirq в поселении услышали в еще 1998 году. И с тех пор цель Гийома не изменилась. Как и тринадцать лет назад, он готов вытаскивать молодых людей Иглулика из «капкана апатии и отчаяния» - «зажигать огни» там, где почти нет занятий для молодежи, и где ежегодно вспыхивают «эпидемии» суицидов. Из труппы – любят повторять артисты – не уходил никто, хотя цирк переполнен братьями, сестрами и друзьями самоубийц.
Разжечь и поддерживать огонь среди снегов – героически трудно и возмутительно дорого. Если кому-то придет в голову основать цирк на пустыре, Арктика может оказаться последним местом, куда хотелось бы отправиться. Два шага в Иглулике сравнимы с двумя километрами пути в Манчестере или Токио. Унылые строения, безыскусная культура, неорганизованность, прижимистость и ни одного намека на цирк!
Гийому пришлось привозить цирк по частям на самолете – одним рейсом летели костюмы, другим – осветительные приборы, третьим – реквизит. Цирковой труппе в Иглулике – едва ли не единственной местной организации для молодежи – помогает вся Канада. Но чтобы перевезти даже часть артистов на гастроли в Мексику, приходится отдать сорок тысяч долларов – такую сумму цирк собирает за год. Вечная охота за средствами – на путешествия и зарплату артистам – не то, о чем мечтает Гийом. Но ведь кто-то должен быть агентом – вдобавок к ролям тренера, старшего брата и режиссера-постановщика.
Циркачи с рождения
Если трудно выживать, незачем искать сложностей, - уверяют циркачи. В труппе Artcirq все до схематичного просто. Есть костяк из двенадцати постоянных артистов, есть приходящие и уходящие члены. Artcirq можно назвать молодежной группой, где ребята приобщаются к искусству. Но главным все же остается цирк.
Представления Artcirq – с жонглированием, клоунадой, акробатикой и воздушной гимнастикой – остаются глубоко национальными, инуитскими. В постановках Гийом сохраняет и игру на барабанах, и горловое пение, и местный специфический юмор. Кажется, инуиты (самоназвание эскимосов) слеплены для цирковых выступлений. Невысокие, сильные, с гибкими суставами, они еще не отвыкли от кочевой жизни, где требовалась выносливость и неподъемное количество нервов.
Все просто!
Часовые шоу цирка похожи на театральные постановки. Вот артисты в белых парках сгрудились посреди сцены, спрятав руки за спины. Сгорбившись и кудахча, они подражают морским птицам. Внезапно «птицы» достают чистенькие, белый яйца и принимаются жонглировать ими. Кто-то напевает инуитскую песню, которую позже повторят юноши-акробаты, выделывая нелепые трюки на авансцене.
После странного приветствия начинается настоящая работа – жонглирование, акробатика и воздушная гимнастика. Стиль выступлений прост – нет продуманных декораций и разрисованных лиц. «Наш подход к театру и представлениям очень прост и человечен», - говорит Гийом, - «У нас нет сложных костюмов, мы не стараемся загримировать лицо так, чтобы после не узнать себя. Мы – это просто мы, в самом простом обличии. Думаю, эта простота трогает всех».