|
На вопрос: «А знаете ли вы второй Дю Солей?» все возмущенно молчат. Вторыми могут быть Ла Скала, Мулен Руж, музей Прадо. Даже Третьяковка и памятник Петру могут быть вторыми. Но канадский цирк – один. Попробуй, работая в Европе, назваться вторым Дю Солеем – сразу запишут в подражатели и уже до представления махнут рукой: «Слабее! Что и говорить, слабее!»
А ведь «второй Дю Солей» есть. Сложный и головокружительно дорогой цирк, с артистами из двадцати стран, с кавалькадой костюмеров, поваров и психологов, со своим оркестром и тридцатиметровым шапито живет в Южной Африке. Нужно было забраться совсем далеко, чтобы тебя не обвинили в копировании. И руководитель «Afrika! Afrika!» знал это.
Двести эгоцентристов
Австриец Андре Хеллер любит поговорить. Артист, продюсер и большой оригинал, он всегда любил экзотические цирки. И еще в 1986 году – да-да, невозможно рано – представил западу китайских акробатов. А всеафриканский цирк он собирал два года по самым немыслимым закуткам и подвалам континента. Хеллеру не нужны были простые артисты, он искал лучших, разбалованных, уставших. Кончено, они просили бесстыдно много, но продюсер не скупился: даже тройные гонорары местных циркачей в Европе назвали бы скромными.
К 2005 у Хеллера подобралась труппа из двухсот эгоцентристов. Десятки акробатов на пилоне, пара эквилибристов и клоунов. Команда баскетболистов на моноциклах. Несколько гимнасток со змеиными телами. Оркестранты и горстка певцов. На сцене внутри шапито, больше похожего на семиэтажный дом, артисты только и делают, что поют, хохочут и перекидываются шутками. А вокруг них – настоящая, пахнущая, рельефная и звучащая Африка: бамбуковые палки, пестрые, вырви-глаз, берберские ковры, барабаны, душные пряные масла…
Все это – на сорока трейлерах – африканцы везут в рафинированную, стерильную Европу. За восемь лет сборное шоу «Afrika! Afrika!» изъездило сумасшедшее число стран, а в Англию, Германию, Швейцарию и Австрию артисты даже не хотят ехать: ну чего еще они там не видели? Лучше бы в Болгарию, Испанию или хотя бы Польшу – но в финансовые расчеты этих скромников никак не впишешь.
Настоящая Африка
Потому что африканское шоу, повествующее «о быте рынков и придорожных кафе», баснословно дорого. Андре Хеллер этим не смущается и рад показать писателям, пластическим хирургам и банкирам «настоящую Африку» – ту, что смеется и пляшет в ситуациях, когда добропорядочный европеец давно бы повесился.
«Когда мы представляем Африку», – поучает он, - «Мы не видим ничего хорошего: войны, голод, болезни, коррупция. Журналисты десятилетиями кормят нас «ужасной Африкой», где на площади трех Европ выживает население двух Северных Америк. Но оно не выживает – оно живет, да так, что вы позавидуете и на следующий день после представления понесетесь в тренажерный зал».
Хеллер не шутит. В своих рассуждениях он серьезен, как только могут быть серьезны антрепренеры: «Я преклоняюсь перед всеми, кто развивает свой талант в жутких условиях, перед всеми, кто выходит на манеж с улыбкой. Наши спектакли, на самом деле, почти не отличаются от европейских, и каждый может видеть: ценности африканского континента лишь дополняют то, чем дорожит европеец». Хеллер не ошибается: ценности у артистов и публики, и правда, схожи: добрая половина гимнастов и танцоров успела поработать в лучших западных труппах, а то в и самом Дю Солей.
Говорящие собачки
Кстати, вторым Дю Солеем африканский цирк назвал не Андре Хеллер, при всей его любви к дерзким сравнениям. Придуманный титул труппе присвоили англичане. Рецензию из Telegraph до сих пор печатают на всех афишах и билетах. «Культурный капитал – если обращаться с ним так, как с капиталом денежным – вполне способен принести впечатляющую прибыль. Пример – африканский Дю Солей, цирк «Afrika! Afrika!»
Европейцам нравится эффектное сравнение, и за экспортную Африку они готовы платить едва ли не больше, чем за Канаду. Впрочем, получают они не меньше, и даже качество зрелища – добротное, западное. Танцоры, акробаты и девочки-прорезиненные ленты выпускались из местных цирковых школ и разъезжались по улыбчивым европейским труппам. Там они обрастали наградами и съемными квартирами, а потом, разбалованные и капризные, возвращались к себе, чтобы смущать антрепренеров неприличными расценками.
При этом западные критики смотрят на темнокожих артистов с глазами-маслинами как на говорящих собачек. Да, забавно, да, головокружительно сложно. Да, нигде такого не увидишь. Но – слишком уж странно, будто и не по-настоящему, не по-цирковому. А впрочем, многие ли теоретики и на шпагат-то сесть не умеют!
|