- «Два билета на пятый ряд!» Ну разве забудешь эти слова? Они где-то там, в сокровищнице души, рядом с признаниями в любви, первыми удачными ответами в школе и именами твоих детей.
Воронежский цирк – волшебное словосочетание для восьмисот тысяч горожан. Он наш, русский – с дрессированными медведями, горделивыми кошачьими, клоунами, воздушными акробатами и наездниками. Вот только подарил его городу… итальянец.
Деревянная диковинка
О цирке воронежцы знали давно – еще с XIX века. Тогда в провинциальный городок наезжали бродячие артисты. Наивные, доверчивые жители были готовы глазеть на яркие шапито и дрессированных животных по несколько часов. Не скупились и на благодарности – не избалованные зрелищами, зрители щедро платили даже за плохонькие представления.
Сюда-то, в рай для предприимчивого антрепренера, и приехал наш итальянец – циркач Максимилиано Труцци. В 1882 году талантливый артист, известный на всю страну, отстроил в Воронеже первое деревянное цирковое здание.
Труцци приехал не с одними радужными планами. До того как перекочевать в глубинку и открыть собственный цирк, он два года проработал в столице, в цирке на Цветном бульваре. Страстный, яркий, непохожий на русских артистов, Труцци привлекает к себе и своим номерам – пантомиме, выездке, икарийским играм. Вокруг него – восторги, у него самого – небывалые по тем временам гонорары.
Что говорить о скромных, не видавших настоящего цирка воронежцах? Новое здание стало для них откровением, - каждый стремился хоть раз побывать в деревянном итальянском цирке с известными артистами и настоящим оркестром.
Предприимчивый банщик
Цирку исполнился год, а в зале все еще не хватало свободных мест – зрители сидели в проходах. В один из крупнейших цирков того времени часто наезжали знаменитые труппы из других городов, - выступать здесь было и приятно, и престижно.
Здесь начинал карьеру клоуна звездный дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров. В Воронеж молодой артист привез барана, поросенка и петуха, чтобы через несколько лет объехать со своими животными всю страну.
Деревянное здание прослужило двадцать три года. В 1905 в городе появился новый цирк, вмещающий 1500 зрителей. Владелец, И. Попов, не имел отношения к цирковому искусству. Он заведовал городскими банями, однако, будучи талантливым дельцом, он с невероятной выгодой сдавал цирковое здание знаменитым антрепренерам, которые и поддерживали цирк на прежнем высоком уровне.
Третий и четвертый цирки
Второе здание цирка разрушила гражданская война, - в 1920 году город лишился одного из своих ярчайших развлечений. Цирковые труппы, правда, приезжали в Воронеж, но гастролей было куда меньше, чем прежде. Представления проходили на сценах Художественного и Первомайского садов, где к школьным каникулам отстраивали легкие летние шапито.
В 1929 году власти решаются отстроить третий стационарный цирк на 30 000 мест. Однако служил он недолго: в 1941 году, в начале Великой отечественной войны внушительное здание разрушили, да так, что восстановить его оказалось невозможным.
Фундамент нового, четвертого здания заложили лишь в 1972 году. А в 1975 на месте разрушенного до войны кладбища возник цирк на 2 400 мест.
Что же было потом?
Строение стоит до сих пор. В июле 2008 года на втором этаже цирка открыли памятник Анатолию Дурову. Над скульптурой работал известный грузинский художник Вано Арсенадзе.
История здания рассказана. А что же внутри? Все то же самое. Цирк и теперь хранит свой высокий статус и до сих пор собирает аншлаги. В этом ему помогает Российская государственная цирковая компания, филиалом которой он стал. Здесь, как и десятилетия назад, выступают лучшие российские и мировые труппы, сюда съезжаются артисты эстрады и кино, здесь проводят собрания и крупные заводские мероприятия.