Идет время и безоглядно стирает то, что, казалось, запомнится навечно. События, которые виделись целым миром, постепенно стираются из памяти людей. О них уже не рассказывают в историях, не передают детям. Только бумага может хранить сухие, безуханные выдержки, по которым мы можем, пусть и бледно, но представить прошлое.
В государственном архиве Твери хранятся толстые, внушительные папки. Это все, что осталось от яркой, цветистой истории городского цирка. Большая часть бумаг сгорела во время войны, и до нас дошли лишь куцые обрывки. Но и этого оказалось достаточно, чтобы исследователи восстановили узор из волнующих, горьких, судьбоносных и смешных происшествий, узор жизни тверского цирка.
Бесшабашные, забавные зрелища горожане знали еще во второй половине XIX века, когда на ярмарки и народные гуляния в Тверь наезжали бродячие артисты, с их балаганами, дрессированными животными, нехитрыми трюками и тряпичными куклами. Обычно представления давались на Почтовой, ныне Советской, площади.
С этих незамысловатых шапито и началась городская цирковая традиция. Архивы рассказывают о некоем Иване Якубовском, построившем в 1899 году временный деревянный цирк. Здесь – если верить тем же бумагам – проходили пасхальные представления.
Через год свидетельство на пользование строением получает Эдуард Строкай, разбогатевший мещанин. В 1901 году он переносит здание цирка с Почтовой площади на Соборную, где оно и стоит до окончания Пасхи. Первый тверской цирк не имеет постоянного владельца. Каждый год перед Сырной неделей и праздником Святой Пасхи городской комитет передает здание тому, кто может собрать труппу и выплатить аренду.
В 1919 году выходит декрет «Об объединении театрального дела», однако в Твери государственный цирк появляется лишь пять лет спустя, когда горожане сами обращаются с просьбой построить для приезжих и местных артистов новое сносное здание.
14 ноября 1924 года на Советской улице, казалось, устроили праздник: сотни улыбающихся, переговаривающихся людей высыпали к новому деревянному, крытому железом зданию, - поздравить первый городской цирк с днем рождения. Кто-то с трепетом сжимает билет, другие, стараясь не смотреть на довольных людей, уходят: все билеты распроданы.
Первое представление тверского цирка состояло из тринадцати номеров. На манеж выходили эквилибристы, дрессировщики, наездники, клоуны, гимнасты… Уже тогда артисты предсказали: тверичане прославятся своим теплым, щедрым на эмоции приемом.
Шапито на 1874 места, с просторным фойе, буфетом, административными комнатами и гримерными, привлекало не только циркачей. Здесь устраивали все массовые мероприятия: собрания, лекции, театральные представления, праздники заводчан.
Однако излюбленное здание горожан простояло недолго. В мае 1925 года цирк по неосторожности персонала сгорает дотла. Директор управления государственных цирков – скорее, чтобы успокоить взволнованных, недоумевающих людей, - обещает отстроить цирк как можно скорее. Но «планы» администрации затягиваются на долгих семь лет.
Только в 1932 году жители Твери обретают собственный цирк – скромное стационарное шапито в городском саду. Новое здание стоит до войны. В 1941 шатер частично разрушают, и восстановить его удается лишь через три года, к лету 1944. Первое представление в летнем цирке на 1470 мест проходит уже в июне.
Сложные времена часто порождают удивительное: 44-45 годы становятся одними из интереснейших в истории тверского цирка. В это время сюда приезжают животные Юрия Дурова и Александра Александрова, здесь проходят выступления Эмиля Кио, знаменитых борцов, гимнастов, клоунов… Сборы от постановок часто поступают в фонды помощи военнослужащим и их семьям.
Казалось бы, трудности позади. Но в 1949 году деревянный цирк загорается снова. И уже на следующий год на месте городского сада выстраивают очередной летний цирк. Новенький, расположенный на берегу Волги, обрамленный зеленью и цветами, он выглядел дорогой игрушкой в сравнении с другими – полуразрушенными, обедневшими послевоенными цирками.
Неудивительно, что сюда стекаются артисты со всего Союза: здесь приезжих быстро расселяли по квартирам, а для выступлений предоставляли отлаженную, новую технику. Да и зрители встречали циркачей как мировых знаменитостей: места не пустовали ни на премьерах, ни на заключительных спектаклях. И всегда артисты уходили с манежа с цветами.
Цирк-картинка обновляется каждый год. В течение двадцати лет деревянный цирк подкрашивают, ремонтируют, украшают, пристраивают новые помещения, расширяют гримерные, делают удобнее гардероб, кассы и буфет. Но здание стареет. Уже не может соперничать с цирками-новостройками – просторными, мощными, надежными.
Летом 1971 года в старом здании играют последние представления, и вскоре цирк исключают из числа действующих. Начинается стройка современного здания из бетона и стекла, на две тысячи посадочных мест, с фойе, гардеробными, несколькими буфетами, удобным, теплым зрительным залом. 9 декабря 1971 года обновленный цирк на площади Победы, ныне Тверской, открывает свой первый сезон программой «Мы с Севана».
Таким цирк остается и сегодня. Преодолел он и пожары, и послевоенную разруху, и несколько мелких потопов. Минуют ли его новые тяготы? Несколько лет назад цирк барахтался в долгах, только-только выплыл, получил премию «Золотая опора» как добросовестный плательщик, и вот – бремя земельного налога. Нынешний директор коллектива, Илья Тетруашвили, отчаянно борется за хрупкое благополучие цирка, пытаясь уберечь его от возможного банкротства. И пока это пусть со скрипом, но получается.
85-летний цирк, забывая о трудностях, продолжает радовать малышей и родителей сложными, гармоничными и красочными, как и десятки лет назад, представлениями.