История Тюменского цирка протянулась в прошлое так далеко, что отыскать точное начало этой долгой, местами крепкой и прямой, местами тонкой и запутанной ниточки, пожалуй, невозможно.
Кто-то начинает рассказы о цирке с 1839 года, когда, по словам писателя и историка Е.И. Расторгуева горожанам впервые довелось увидеть диковинные выступления гимнастов. Они щедро раздаривали свое мастерство в балаганах, шапито, а то и просто на открытых площадках. Расторгуев упомянул об этом в брошюре «Посещение Сибири Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем», которая вышла в 1841 году.
Другие называют более позднее время – конец XIX века, когда в городе еще не было специального циркового здания, но кое-какие выступления все же проходили – на улице или в шатрах.
Первое помещение, предназначенное для представлений, появилось в августе 1897 года. Уже тогда «Сибирская торговая газета» упоминает о гастролях цирковых артистов, в числе которых – «престидижитатор (фокусник) П.Г. Сафонов».
Другой материал в той же газете рассказывает об устройстве здания: цирк работает круглый год, в нем установлены особые печи, которые отапливают здание в холода. Каждое представление сопровождает оркестр тюменской военной команды. При этом цирк, в отличие от большинства заведений тех времен, доступен не только состоятельным людям, но и простым горожанам.
Если судить по афишам тех лет, публика не могла жаловаться на однообразие программ. Так, в 1898 году сюда приезжала с гастролями труппа из цирка Антоновой. Зрители увидели необыкновенное конное выступление юной наездницы Валентины, упражнения на шесте, акробатические и конно-гимнастические номера.
В 1900 в город приезжал легендарный дрессировщик Анатолий Дуров. В том же году в цирке-театре прошла одна из первых демонстраций «волшебного фонаря» (аппарат для проекции изображений) и синематографа.
Помимо цирковых представлений, в здании проходили театральные постановки, также пользовавшиеся успехом у горожан. При этом местонахождение цирка-театра так и не установлено: местные историки и краеведы до сих пор теряются в догадках, пытаясь отыскать в документах хотя бы туманное упоминание адреса, но пока все бесполезно.
В 1903 году на смену прежнему, круглогодичному, зданию пришло новое, летнее. Та же «Сибирская торговая газета» сообщала, что на Ярмарочной (Базарной) площади построен деревянный цирк с брезентовым куполом. 23 июня 1903 года здесь проходит первое представление.
Впоследствии цирк часто меняет своих владельцев. Построенный на средства товарищества Э. Стракай, в июне 1906 года он переходит к В.Т. Соболевскому и начинает носить его имя. Позже цирком управляет некто Костоусов, который запомнился тем, что устраивал балаган-цирк на городских праздниках Ключа (аналог Дня города).
В 1910 году в городе появляется своя цирковая труппа, радующая зрителей разнообразными, зрелищными постановками. Тусклый свет керосиновых ламп сменился ярким газовым освещением, от которого каждый выход казался не в пример ярче, смелее и выразительнее. Популярность цирка в Тюмени возросла, к нему стали стекаться новые и новые горожане, у артистов появились постоянные поклонники.
Подорвать интерес к цирку не удалось даже после февральской революции 1917 года. Уже через два года, 10 сентября 1919 газета «Известия» сообщала об открытии цирка Союза артистов Тюмени. Поздние публикации рассказывают об атлетических номерах, гастролях клоунов и иллюзионистов.
14 марта 1921 года цирк национализируют. Постановлением губисполкома его передают в управление подотдела искусств Губнаробраза. Государственный статус Тюменского цирка сохранен до сих пор.
К середине 20-х годов власти принимают решение: снести старое, опасное для жизни здание, а на его месте возвести новое. Масштабный проект осуществляли долго. Только в 1932 году газеты смогли опубликовать счастливую для горожан новость: 15 мая на улице Первомайской состоится открытие государственного цирка Тюменского горсовета.
С этого времени начался новый отсчет. С некоторыми перерывами заново отстроенное здание просуществовало до 2001 года. За это время горожане и приезжие успели повидать многое: гастроли местных и приезжих коллективов, инновационные номера, захватывающие программы, фестивали, выступления гениев циркового искусства… И неизменного инспектора манежа Петра Хохлова, любимца публики, самолично руководившего каждым представлением.
А в сентябре 2001 года произошло несчастье: сильный ветер изорвал купол летнего цирка, лишив его жизни на два сезона. Несмотря на это, в Тюмень приезжали артисты, привозя с собою облегченные программы, вызывавшие немного печальные, но полные надежды улыбки зрителей.
К осени 2002 года цирк начал просыпаться: в мае провели демонтаж основного строения, а в сентябре уже монтировали конструкции нового. Проект здания, разработанный под руководством знаменитого тюменского архитектора Игоря Литовки, пришелся как раз во время, и оказался для города настоящим подарком: современное, привлекательное здание превосходит многие российские цирки не только по внешнему виду, но и в плане технической оснащенности.
Пожалуй, даже с учетом развития цирковой традиции мало где увидишь просторные холлы, большие гардеробы, уютные, чистые буфеты и удобные, приятные для глаз вестибюли. Содержанию животных здесь уделено особое внимание: построены служебные и бытовые помещения, кухни, конюшня и слоновник. Для каждого вида создается особый температурный режим.
Приезжие, не зная особенностей города, часто путают цирк с развлекательным центром. И то, пожалуй, неудивительно: общая площадь здания составляет 5425 м2, а на его куполе расположен гигантски металлический шар, который, как и все строение, светится ночью.
С годами Тюменский цирк не потерял ни йоты своей популярности; наоборот, сегодня он превратился в одну из главных достопримечательностей города.