Цирк Эрманоса Сервиана, подобно большинству артистических коллективов Аргентины, родился и окреп усилиями амбициозных, инициативных и безрассудных влюбленных, готовых к изнурительным путешествиям, опасным тренировкам и постоянному риску. В нашей истории этими смелыми и отчасти наивными первооткрывателями стали молодые циркачи, эмигрировавшие сюда из Югославии в 1912 году.
Свои шатры, животных, свою добрую славу и навыки артисты передали детям и внукам. Теперь ставший знаменитым цирк Эрманоса Сервиана представляет целое семейство: Хорхе и Елена Сервианы, их четверо детей – Ивана, Кристиан, Жинет и Габриэла, и трое внуков – Айлен, Гуадалупе и Лукас (дети Иваны и Тино Лоренцо). Кроме того, членами большой семьи счастливые наследники называют всех тех, кто из года в год сопровождает коллектив на гастролях по стране.
Хорхе Сервиан, нынешний директор цирка, вышел на манеж еще в детстве, выступая с комическими и акробатическими номерами. Позже молодой артист, носивший красноречивый сценический псевдоним «Попугай», приобщил к яркому, захватывающему миру свою жену, которая несколько лет работала с ним в качестве ассистентки. Теперь Елена управляет коллективом и заведует финансовыми делами одного из знаменитейших семейных предприятий страны.
Кристиан, сын Хорхе, выступает в роли художника-постановщика, время от времени выходя на манеж с роскошными, замысловатыми иллюзиями, детали которых он обдумывает годами. Вместе с ним на арене «колдует» младшая сестра Жинет, дополняя постановку грацией и мягкостью, столь свойственными воздушным гимнасткам. Помимо выступлений на манеже, Жинет занимается неприметной закулисной работой: она – художник по костюмам.
Ивана, старшая дочь, с детства выступает с хореографическими и акробатическими номерами, а о младшей, Габриэле, в афишах упоминают как о балерине и гимнастке на полотнах. Тино Лоренцо, супруг Иваны, укрощает хищников и участвует в постановках на трапециях. Вместе с детьми, внуками и зятем Сервианов-старших в труппе цирка постоянно выступают более тридцати артистов.
Будучи удачливыми наследниками цирковой империи, получившими налаженный бизнес, известность и хорошую репутацию по праву рождения, Сервианы осознают весь скептицизм и снисходительную иронию, с которой к ним предпочитают относиться многие зрители и журналисты. Наверное, именно поэтому артисты так много говорят о своих обязательствах цирковому миру, о своем стремлении прилежно развивать и обогащать традиции вечно юного и такого непредсказуемого искусства.
Особенно придирчиво Сервианы относятся к внешнему оформлению постановок: роскошные, порою достаточно открытые костюмы, яркий, запоминающийся реквизит, оригинальные спецэффекты – все это – привычные составляющие их номеров.
Столь же трепетно семья бережет и пестует традиции дрессуры: животные, которые участвуют в выходах, родились здесь же. К слову, это уже пятое поколение зверей, появившихся в неволе. Сейчас при цирке работает зоопарк, ведь выпустить цирковых животных в их естественную среду нельзя: привыкшие к постоянному уходу, они не выживут в дикой природе.
Связанные великой цирковой фамилией, Сервианы не позволяют себе пользоваться заслугами того, чье имя носит их труппа. За несколько десятилетий своей карьеры Хорхе, Елена и их дети сумели объединить проверенные цирковые традиции с собственными находками, возбудив интерес нового поколения зрителей и сохранив доброе отношение старого.
Объединив традиционные цирковые жанры с хореографией и драматургией, Сервианы исподволь обучают молодого зрителя, растут вместе с ним, развивая воображение и прививая любовь к театральному искусству.
Повинуясь традициям ненавязчивого «наставничества», в 2003, 2004 и 2007 годах коллектив цирка дает благотворительные летние гастроли, приглашая на спектакли ребятишек из бедных семей и детских домов. Школьников привозили к шатру в нарядных автобусах, которые, по просьбе артистов, выделяли для них городские муниципалитеты.
В Аргентине, как, впрочем, и везде, принято воображать, что путь последователей не в пример легче и приятнее дороги первопроходцев. Однако это не совсем так: Сервианы, как и век назад, тратят силы и средства, создают новые номера, рискуют, ищут лучших артистов и хранят традиции. Возможно, именно в этом усердии, терпении и целеустремленности и есть секрет «предсказуемой» популярности нового-старого цирка Эрманоса Сервиана.