Некоторые цирки почти не выезжают на гастроли. И не потому, что они – стационарные и чванные. Не потому, что не сборов, и денег хватает только на починку костюмов. Не потому, что их никуда не зовут.
Просто главные артисты в этих цирках – лошади. А они (как открыли недавно дрессировщики) ненавидят часто менять обстановку.
Что нужно хорошей драме?
В канадском Онтарио есть цирк Niagara. Если вы отыщете сайт циркачей, то узнаете, что Niagara «сочетает изящество конной выездки с акробатическим мастерством». А если вы отважитесь, соберете сумку и доедете до Канады, вам расскажут про «мистическое путешествие в бездну времени», «древние тайны прошлого» и «праздник жизни и любви».
Лошадиный цирк разговаривает пышным, принаряженным языком, но таковы законы местной рекламы – нельзя сказать, что шоу просто «хорошее» и «добротное». На него никто не придет. Тем более что режиссеры и менеджеры почти не врут: спектакли действительно волшебны, и в них, как в хорошей драме, тоже рассказывают и про жизнь, и про любовь. Любовь человека и природы, в первую очередь, но в программе всегда есть номер на тему «Он и Она».
Русские в Канаде
Директор цирка любит рассказывать, как все начиналось. «Когда я решил привезти в Канаду лошадей и пустить их по манежу, все крутили пальцем у виска», – «Тогда в моде были гимнасты, как в Дю Солей. Цирки с животными бойкотировали – легионы дрессировщиков становились нищими. Как я осмелился? Мне очень хотелось». Кстати, в труппе есть люди, прекрасно говорящие на русском.
Например, режиссер-постановщик Маирбек Кантемиров. Знакомая фамилия? Все верно – российской династии джигитов-наездников перевалило за сто лет. Артисты, сплошные осетины, работали в цирках, снимались в кино, писали книги. Говорят, история семьи началась в 1907 году с Алибека Кантемирова. Будто бы он поставил в цирке первый групповой номер джигитов. На самом деле, циркачи называют другую дату – 1871 год.
До Алибека кто-то был, и этот кто-то первым прокрутил сальто на лошадиной спине, первым проскакал вниз головой и первым превратил бесполезные прежде умения в спектакль. Но мы о цирке Niagara. Для него братья Кантемировы – Марибек и Олег – ставят сложные дорогие шоу. Караваны наездников, километры роскошных тканей, тонны проводов от уникальной аппаратуры… Это еще одна причина, почему труппа не ездит по гастролям. Но главное – лошади.
Сколько у вас лошадей?
Во-первых, они просто не любят перемен. Во-вторых, их много. Даже так – МНОГО. В одном спектакле, за каких-то полтора часа, по манежу проносятся сотни скакунов. Да-да, скакунов. Потому что (и это в-третьих) все животные редкие и дорогие. Некоторые стоят как маломестный самолет. Их выращивают специально для цирка, заказывают в питомниках, ищут по зоопаркам, а порой и отлавливают – все для того, чтобы собрать в шоу до пятнадцати пород лошадей. Невероятное разнообразие.
Но одними лошадьми не обойдешься. К скакунам подключаются люди. Лучшие люди. Предпринимательский гений Кантемировых собирает вокруг канадских лошадиных спектаклей мастеров – привередливых и именитых. Чего стоят акробаты и наездники: многие работают в том же дю Солее, есть мастера спорта и каскадеры. Композиторы выходят из академий, хореографы кричат и потеют в столичных театрах. Костюмеров расхватывают киностудии.
И вот это окружение, достойное отличных драматических лент, создается для одного. Костюмы – шьются, музыка – пишется, табуны лошадей поедают тонны овса ради того, чтобы зрители…поняли, зачем живут. «Те, кто к нам приходят, вдруг осознают, для чего рождены», – говорят в цирке, – «Вместе с нами они проживают историю этого мира и начинают смутно понимать, что нас ждет дальше». Звучит как реклама какого-нибудь фильма-катастрофы. Но все знают, какими «приподнятыми» мы выплываем из кинотеатров!