Достопримечательности именитых курортных городов не могут похвалиться разнообразием судеб: некоторые, раздавленные грузом возложенных на них надежд, затираются, тускнеют на фоне легкомысленных развлечений и яркого разнообразия природы, другие неожиданно вырастают, превращаясь из «интересного местечка» для горожан в туристическую Мекку, в то, что зовется высокопарным словосочетанием «культурное наследие».
Кисловодскому цирку суждено было оказаться (и заслуженно!) в числе последних. Шутка ли – соседствовать с таинственными, пугающими горами, волнующим Эльбрусом, ласкающим солнцем, синим до неправдоподобия небом, целительным воздухом и хрестоматийным нарзаном! Но цирк выстоял. Более того, теперь, спустя годы, в Кисловодск стекаются миллионы поклонников этого специфического, вечно молодого искусства со всего мира.
История Кисловодского цирка, каким мы знаем его сейчас, имеет строго определенную точку отсчета – 30 июня 1973 года. Тогда, под восторженные речи и нестройные аплодисменты горожан зрительный зал цирка распахнул свои двери пред первыми благодарными гостями.
Однако культура цирковых представлений появилась и незаметно, тихо развивалась в Кисловодске задолго до знакового события. Так, до 30-х годов коллективы артистов нечасто, но все-таки приезжали в город, чтобы выступить в парках или концертных залах. С 1933 года гастроли участились: в городе поставили летний шатер ГОМЕЦА и ГУЦ.
А в 1973 здание шапито решили сменить стационарным: на площади Победы был возведен фундамент, а чуть позже восхищенные горожане оживленно обсуждали новый вместительный цирк на 1544 места. Директором назначили Геннадия Михайловича Трахтенберга, в чью честь впоследствии (в 2007 году) и назовут цирк.
Торжественная церемония открытия яркого, современного здания не прошла даром, не обернулась внушительным, но пустым мыльным пузырем: уже в июле в цирк начали съезжаться жители Ставрополья; активно интересовались нашумевшим проектом и туристы, отдыхающие на курортах кавказских Минеральных вод.
И цирк оправдал добродушное ожидание зрителей, - и неискушенных, и избалованных. Желая превратить проект в уникум, черную жемчужину курортного городка, Трахтенберг приглашал лучшие советские и зарубежные коллективы. Словно фокусник, он каждый раз доставал из рукава нечто неожиданное, поражающее своим масштабом и красотой: Цирк на льду, великолепные постановки Терезы и Юрия Дуровых, отчаянные номера канатоходцев и воздушных гимнастов, проникновенные клоунские этюды…
Здесь, под самым куполом, выступали участники шальной, головокружительной пантомимы «Прометей» в постановке народного артиста СССР Владимира Волжанского, взмывали, трогая сердца, сентиментальные и легкие «Мечтатели» Олега Лозовика, демонстрировали рискованные трюки артисты ансамбля «Возрождение» под руководством кисловодчанина Бориса Руденко.
Благодаря стараниям администрации, зрители увидели знаменитейших эквилибристов с першами, акробатов, дрессировщиков, гимнастов и жонглеров. Народный артист Армении Степан Исакян выходил на кисловодский манеж с экзотическими животными, дагестанец Михаил Иванов – с медведями-канатоходцами, латвиец Степан Денисов – с тиграми, Заслуженный артист РФ Анатолий Корнилов – с гигантами-слонами. Мягкая, непринужденная работа с животными и гуманные методы дрессировки снискали артистам преданность и искреннюю благодарность публики.
Что тут говорить о великолепных, лихих конных номерах! С каким восторгом принимали кисловодчане разудалый ансамбль осетинских джигитов «Иристон» Дзерассы Тургановы, лирическую, выверенную конно-танцевальную сюиту «Русская березка» Людмилы Котовой и Юрия Ермолаева, оригинальные выступления подопечных Алексея Соколова и Бориса Манжелли.
Именно сюда со всей страны тянулись на знаменитые аттракционы Игоря и Эмиля Кио, на «Водную феерию» Ильи Символокова, на встречу с Олегом Поповым, Борисом Вяткиным и Михаилом Шуйдиным. Неоднократно посещали Кисловодск Евгений Майхровский, Александр Родин, Анатолий Марчевский.
Дружелюбная, согревающая традиция общения со всем миром, ставшая эмблемой Кисловодского цирка, начала закладываться уже с 70-х г: коллектив охотно выезжает в другие города и села, выступает на стадионах, в концертных залах, а то и на полевых станах.
Теперь артисты Кисловодского цирка востребованы во всех уголках земного шара: убедительное, годами отточенное мастерство, невероятный артистизм, теплое, душевное общение с залом и умный, вдумчивый юмор в сочетании с грамотностью постановок пленяют любого, независимо от территории и национальности. На счету цирка – гастроли более чем в восьмидесяти странах, тысячи выступлений, сотни оригинальных, добротных программ.
А в родном Кисловодске – праздники для первоклассников, детские постановки, конкурсы, фестивали. Регулярно – благотворительные спектакли для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, «волшебные» такси, магазины, парикмахерские, где разыгрываются особые призы. Нередки выступления в санаториях и на крупных городских праздниках – с тем же ответственным, строгим подходом.
Снискав славу учтивого гостя, цирк известен и как радушный хозяин: кто бы ни приехал сюда с гастролями, он может быть уверен, что встреча будет приветливой, обхождение – предупредительным и теплым. Здесь есть все, чтобы в полной мере продемонстрировать свое искусство: опытнейший оркестр, современная техника, комфортные, уютные гримерные. При цирке – собственная гостиница.
Вот только артисты говорят, что это – не главное. То, чем их притягивает Кисловодск – теплый, понимающий и благосклонный прием зрителя. Восторженные, готовые простить любой промах кисловодцы подпитывают выступающих такой невообразимой, живой энергией, что отработка номера превращается здесь в отдых, в счастливый фейерверк эмоций и желания отдавать. Артисты чехословацкого цирка «Умберто», венгерского «Будапешт», участники международных программ – все подтверждают эту счастливую закономерность.
Добрую, сильную энергетику Кисловодского цирка ощутили миллионы зрителей, тысячи артистов: множество программ, россыпь лучших номеров в самых разнообразных жанрах, уникальные аттракционы и никогда не повторяющиеся постановки. Хочется верить, что и дальше цирк будет восхищать зрителя мастерством и неподдельной сердечностью.