Первый советский государственный цирк. Самое большое здание в СССР. Гастроли выдающихся артистов. Блеск. Цвет. Слава. Триумф. Эти и многие другие слова относятся к Ивановскому цирку – к легенде бывшего союза, к уснувшему колоссу, который давно утратил часть своего кричащего лоска, но сохранил величавое достоинство умудренного старца, повидавшего многое…
Рассказы об истории ивановского цирка принято начинать с 1929 года, когда о цирковом здании как таковом еще и не помышляли. В то время полным ходом шло образование Ивановской промышленной области, и городок с многообещающим названием Иваново-Вознесенск постепенно превращался в один из крупнейших экономических регионов союза. Общественные здания, жилые дома и пристройки вырастали так неожиданно, словно боялись куда-то опоздать: только в начале 30-х годов на противоположных берегах реки Уводь строители успели заложить фундамент театра драмы и цирка, впоследствии прославившего этот живой, амбициозный город.
Создание проекта первого государственного цирка доверили архитектору С.А. Минофьеву и инженеру Б.В. Лопатину, выпускникам инженерно-строительного факультета ИВПИ. Работа спорилась: уже в мае 1931 года коллеги представили администрации города проект крупнейшего в те годы циркового здания на три тысячи мест. Смелая конструкция поражала своей оригинальностью: полусферический купол, состоящий из тридцати двух деревянных полуарок, охватывал в диаметре 50 метров, а его высота достигала 25 метров.
Несмотря на рискованность и невиданный размах, проект был принят. Здание возводили быстро, во всю силу. В центре установили деревянную башню, на верхнем настиле которой расположили металлический цилиндр с песком, чтобы скрепить верхние концы громадных полуарок. Зимой 1932 года самая трудоемкая и опасная часть работы была завершена. Оставалось обить «скелет» тесом и жестью, и удалить центральную опору.
Работы прошли на удивление четко: осадка верхней точки купола составила всего 25 миллиметров, что сторицей оправдало риск, на который шла администрация, решившись на постройку.
28 сентября 1933 года вокруг цирка гудело множество голосов, слышался смех, шепот, восторженные возгласы и вздохи удивления: здание открывало свои двери первым посетителям. С тех пор цирк, зрительный зал которого легко трансформировался в помещение со сценой-эстрадой, принимал у себя не только развлекательные программы, но и общественно-политические мероприятия.
За годы работы цирка горожане смоги насладиться выступлениями легендарных комиков – И.С. Радунского и И.О. Вильтазака из дуэта «Бим-Бом», дрессировщиков Дуровых, Запашных, Н.П. Гладильщикова, Н.А. Никитина и Б.А. Эдера. Знаменитый иллюзионист Эмиль Кио собирал в деревянном здании настоящие аншлаги, а билеты на выступления Карандаша, Олега Попова, Акрама Юсупова и Василия Лазаренко разлетались мгновенно.
Возможно, великолепное здание цирка подстегивало творческую энергию местных коллективов, или же энтузиазм был у ивановцев в крови. Ясно одно – за годы работы цирк превратился в площадку для экспериментов: здесь создавали и репетировали новые номера, смелостью и нетрадиционным подходом покоряющие зрителей всего мира.
Рвение к искусству не уменьшилось даже в годы войны: в тяжелейшие времена в забытом деревянном здании функционировала конно-акробатическая студия под руководством А. Александрова-Сержа, а Вальтер Запашный, Валентин и Виктор Эдеры, Владимир Теплов и артисты Волжанские придумывали здесь свои номера.
После окончания войны цирк получил вторую жизнь: сюда, как и прежде, начали стекаться зрители, здесь проходили гастроли приезжих артистов и представления местных трупп. Как и прежде, в здании толпились люди, слышались голоса, смех, шелест одежды и шоколадных оберток.
К 1967 году было решено пристроить к цирку гостиницу для приезжих коллективов, а весной 1975 в деревянном здании состоялось последнее представление. Городской совет постановил снести прежний цирк, который на своем веку не видел ни одного капитального ремонта. Парадоксально, но спустя сорок два года техническое состояние здания не представляло опасности для жизни, и считалось вполне удовлетворительным.
Однако в 1977 году по решению Первого секретаря обкома КПСС уникальное культурное достояние Иванова было взорвано, несмотря на отчаянный протест архитекторов, краеведов и простых горожан-энтузиастов.
К счастью, память об архитектурном памятнике удалось сохранить: подробнейшее описание циркового здания вместе с анализом его конструкций вошло в издание «Всеобщей истории архитектуры», а также во все учебники для архитектурных и строительных вузов. Макет деревянного цирка хранится в Московском музее архитектуры и регулярно экспонируется на международных выставках.
В 1978 году был утвержден типовой, ничем не примечательный проект нового циркового здания. Местным архитекторам удалось немного оживить его, сделав привязку к родному городу, однако даже с этими изменениями новоиспеченный цирк не мог сравниться с прежним.
Отделочные материалы для здания заказывали на местных предприятиях: так, покрытие купола изготовили на заводе тяжелого станкостроения (в то время – в Ивановском станкостроительном объединении), облицовочные панели привезли с завода «Ивановмебель», а ковер для арены – с городского комбината искусственной подошвы.
Открытие нового цирка на 1700 посадочных мест состоялось в феврале 1983 года. Первым директором учреждения стал Заслуженный работник культуры РСФСР А. Буренко, вторым – А. Юдин.
В 1998 году здесь впервые прошел фестиваль детских цирковых коллективов имени народного артиста СССР, Лауреата государственной премии В.А. Волжанского. А в январе того же года цирку присвоили имя прославленного деятеля. Впоследствии проведение мероприятия стало ежегодным. Сейчас на фестиваль съезжаются коллективы более чем из двадцати регионов страны.