Чтобы прыгнуть выше головы, достаточно просто сделать сальто. Именно это каждый раз доносит нам молодой, но уже столь щедрый на провокации немецкий цирк с красноречивым названием «Флик-фляк».
Флик-фляк – переворот прыжком назад прогнувшись, с промежуточной опорой на руки, - один из самых сложных элементов в акробатике. Чтобы выполнить его грамотно, нужны месяцы тренировок, невероятное терпение и примечательная, долгоиграющая выносливость. И «Флик-фляк» в определенном смысле исполнил этот зрелищный и трудоемкий трюк, когда превратил традиционное представление в арену, где сливается психологическая драма, современное танцевальное шоу, рок-концерт и невероятные, единственные в своем роде цирковые номера.
Идея создания цирка со столь смелой концепцией, думается, приходила многим, но осуществить ее смогли лишь Бенно Кастайн (Benno Kastein) и Скарлетт Кайзер-Касстайн (Scarlett Kaiser-Kastein). После нескольких лет напряженной, где-то огорчительной, где-то нервной работы был приобретен шатер, набрана первоначальная труппа, поставлены номера.
5 октября 1989 года цирк вышел с дебютным представлением в городе Оберхаузен. Необычные, манкие декорации в стиле художников-авангардистов, современные, «нецирковые» костюмы, игра света и тени, сильный, прямой эмоциональный посыл зрителю – все это очаровало (и возмутило) непривычных к подобным зрелищам горожан.
До сих пор, спустя 20 лет после премьеры, революционный подход «Флик-фляка» остается для зрителей специфическим, на любителя, деликатесом. Сумрачная атмосфера шоу, напряженный, давящий сюжет, стремительная, громкая музыка, гротеск, экзальтация, откровенные, с явной сексуальной окраской костюмы и грим артистов для многих кажутся чем-то нездоровым, пугающим. Реакцию неподготовленного зрителя можно сравнить разве что с гневным удивлением человека, который ожидал почувствовать вкус шоколадной конфеты, а ему на язык положили перченых устриц.
Ожидать от цирка хотя бы какой-нибудь привычной для глаза или сердца детали не стоит: как пишут на официальном сайте «Флик-фляка», проект далек от традиций, не имеет предтечи или предыстории. Бенно Кастайн и Скарлетт Кайзер-Кастайн, профессиональные художники, намеренно создавали нечто отличное, инновационное как в дизайне, так и в подаче.
Переломы в сознании публики дирекция решает устраивать сразу: для ударного, неоспоримого эффекта приобретают передовую технику, нанимают лучших музыкантов и артистов, которых только могут позволить. Неожиданные самопрезентации выступающих и отсутствие перерывов странным образом обрадовало публику, и мюнхенские представления их первого тура «Беспощадные» (Gnadenlos) три месяца собирали аншлаги в скромном, небольшом шатре «Флик-фляка».
Через семь лет незаурядный коллектив цирка заметили, как это принято говорить, на высшем уровне. В 1996 году «Флик-фляк» удостоился престижной премии «Золотая Европа» за новаторские достижения в области международного развлекательного искусства.
Нынешние программы цирка мало отличаются от первых: все тот же эпатаж, все те же фантастические номера, все тот же шокирующий подход к зрителю. В одной программе (читай, театральной постановке) «Флик-фляк» проводит публику в мистический, пленяющий мир подземелья, где предстоит увидеть захватывающие воздушные трюки и отчаянные мотоциклетные гонки, в другой – приглашает на безумный рок-концерт в стиле Rammstein.
Труппа цирка – на удивление интернациональна. С оттенком печали можно отметить то, что добрая часть акробатов, которыми так славится немецкий цирк, – выходцы из бывших союзных республик. Так, группа акробатов (Роман Симоненко, Юрий Яковенко, Сергей Богомазов, Андрей и Сергей Лазаренко) приехала сюда из Кыргызстана уже сработавшейся, профессиональной командой. После того, как пяти выдающимся, признанным артистам пришлось завершить карьеру на родине, они объездили с выступлениями весь мир, но осели в Германии. Теперь группа представляет фантастические номера на батуте и перекладинах.
Болгары Мирослав Тосков и Николай Доброволов сводят на нет законы гравитации в своих номерах на ремнях.
Украинец Роман Конанчук с выступлением на цепях словно бы опровергает физические ограничения, демонстрируя удивительные акробатические трюки на опасной высоте. Гимнастикой Роман занимается с пяти лет, с восемнадцати начинает работать в цирке с номерами на трапециях. Осваивать цепи он начал недавно, однако подготовка и стаж дают о себе знать: сейчас Роман – один из самых востребованных артистов «Флик-фляка».
Землячка Романа Юлия Галенчук – воздушная гимнастка с необъяснимой гибкостью. Элегантность и впечатляющие «падения» с высоты обеспечили ей неизменную и преданную любовь иностранной публики. Хрупкая девушка ростом 1,55 м. обладает обескураживающей властью над зрительным залом. В 13 лет Юлия ради развлечения поступает в киевскую цирковую студию, а уже через два года талантливая девочка начинает выступать на манеже. Впоследствии она оканчивает цирковую школу и получает диплом. С директором цирка Бенно Кастайном Юлия знакомится на Европейском молодежном фестивале циркового искусства, через шесть лет после начала карьеры.
Помимо славян в коллективе цирка – жонглер и шоумен-шотландец, воздушный гимнаст из Берлина, французский музыкант, исполняющий свои рок и поп-композиции на немецком языке, колумбийцы, представляющие номера в огромных металлических колесах, группа мотоциклистов, разъезжающих в огромном шаре, жонглер, управляющийся с электрогитарой, а также танцоры, эквилибристы и художники с самых разных уголков планеты. Животных в программах «Флик-фляка» нет: для того, чтобы шокировать зрителя, они не нужны, - считают устроители цирка.
Свежее, яркое действо, иронические, комедийные нотки, впечатляющее сценическое искусство, невероятные спецэффекты, каскады самых разнообразных звуков и, конечно, акробатические номера необъяснимой смелости – вот отличительные черты каждой из программ «Флик-фляка».