26 августа 2008 года цирк Атаиде Эрманоса отпраздновал 120-летний юбилей. Этим он и знаменит: в Мексике практически не существует артистических коллективов, доживших до столь почтенного возраста.
Труппа придерживается проверенной цирковой традиции, рожденной в конце XVIII века благодаря удивительному открытию. Неизвестный сержант английской армии понял, что центростремительная сила помогает всаднику устоять на спине лошади, когда та несется по кругу арены. Находка превратила круглый манеж в актуальную, а позже – и в наиболее приемлемую форму цирковой арены. Постепенно к конным жанрам прибавилась акробатика, жонглирование, клоунада, дрессура и иллюзия.
«Atayde Hermanos» постоянно оглядывается на наработанный опыт, предпочитая не отходить от привычных схем и выигрышных форм. Возможно, кому-то такой подход покажется бесперспективным, однако в нем коллектив «Атаиде Эрманос» видит почтение своей истории и традициям.
Содержание постановок не меняется с самого основания труппы. В первой части спектакля дрессировщики объезжают лошадей и укрощают диких животных, второе отделение представляют воздушные гимнасты, акробаты и жонглеры, а в третьем на арену выходят клоуны и иллюзионисты.
Однако, при всей консервативности, которой здесь любят бравировать, спектакли труппы проникнуты приятным ощущением легкой, не раздражающей новизны. Основные цирковые жанры представлены в бесчисленных вариациях, каждый выход обогащен режиссерской находкой, которая придает идеально выверенному классическому номеру свежести, оригинальности.
Цирк Атаиде Эрманоса обновляется непрерывно, но ненавязчиво, пристально рассматривая каждую задумку для того, чтобы не нарушить традиционных канонов. Классические номера изобретаются здесь заново, однако они легко узнаваемы. Осторожно комбинируя привычные жанры с хореографией, театром, музыкой и уличными спектаклями, создатели развивают мексиканское цирковое искусство, не ломая, не подрезая его классических форм.
Первое представление «Атаиде Эрманос» прошло 26 августа 1888 года. Основатель цирка, Аурелио Атаиде Гиссар, дедушка нынешнего поколения руководителей и артистов, ребенком сбежал из дома, чтобы устроиться в цирк. Позже юный Аурелио убеждает братьев присоединиться к нему, чтобы основать собственную труппу. Так рождается знаменитый в будущем цирк Атаиде Эрманоса.
Бродячий коллектив разъезжает по всей стране, однако Мексиканская революция 1910-1917 годов подрывает честолюбивые планы разбогатевшего было цирка. Тяжелейшие испытания заставляют братьев отказаться от путешествий на родине, заставив направиться в Центральную Америку и выступать там. Гастроли в чужой стране затянулись: коллективу пришлось колесить с выступлениями около двадцати лет.
За это время цирк обрел некоторое подобие популярности и благополучия, а главное – приобрел необыкновенный опыт. Коллектив смог сохранить целостность, несмотря на передряги, свойственные кочевой жизни – аншлаги, сменяющиеся провалами, пожары, смерти артистов и животных, природные катастрофы, болезни, скандалы, рождение детей…
Усилия первого поколения были вознаграждены сторицей: уже в 1927 году представители второго поколения – Аурелио, Патрисия и Андрес Атиде Артече – путешествуют по европейским городам, удивляя публику небывалыми акробатическими трюками, один из которых, с многочисленными переворотами в воздухе, попал в книгу рекордов Гиннеса. В то время братья были признаны лучшими акробатами мира.
В 1946 году, двадцать лет спустя, исколесив Южную и Центральную Америку от Гватемалы до Огненной Земли, цирк Атаиде Эрманоса вновь появляется в Мексике. 15 февраля семейство дает грандиозное представление в Мехико, и с тех пор, в течение 60 лет цирк дает представления в своей стране, путешествуя из города в город.
К этому времени состав труппы обогатился: теперь здесь проявляли таланты и удивляли мексиканскую публику лучшие артисты из Украины, Швеции, Франции, США, Англии, Венгрии, Перу, Кубы, Канады, Китая, Швейцарии, Болгарии, Кении и Аргентины. Миллионы зрителей, сотни выходов, десятки животных, тысячи метров ткани и веревок, тонны опилок, невероятное напряжение, заливистый смех, удивление, восторг, радость – все это стало синонимами «Атаиде Эрманос», на спектаклях которого выросло несколько поколений мексиканцев.
В 1998 году североамериканский журналист Кевин Бакстер написал для «Los Ángeles Times»: «В Мексике, где фамилия Атаиде ассоциируется с цирком, «Атаиде Эрманос» должен считаться национальным достоянием наравне с поэзией Октавио Паса или фильмами Габриэля Фигероа».
В 2004 году коллектив цирка удостоился признания на престижнейшем цирковом фестивале в Монте-Карло, а позже, в 2004 и 2005 цирк отметили национальной премией «Premio Internacional Lunas» в номинации «Лучший семейный спектакль».
В том же 2005 цирк проводит масштабную благотворительную акцию: более пятнадцати тысяч детей и взрослых из неимущих семей смогли бесплатно посетить специальную цирковую программу.
В 2006 году коллектив цирка отмечает 60-летний юбилей своих регулярных выступлений в Мексике. Тогда же цирк участвует в организации третьего молодежного фестиваля, который проходит в августе, в канун 118-летия «Атаиде Эрманос». Мероприятие подарило шанс многим молодым артистам выступить под куполом одного из известнейших цирков страны, и удостоиться признания. Номера начинающих циркачей чередовались с выступлениями артистов труппы «Атаиде Эрманос».
Сейчас цирком руководит третье поколение семейства. Коллектив возглавляет Андрес Атаиде, художником-постановщиком стал Альберто Атаиде, а управляющим – Альфредо Атаиде.
Четвертое и пятое поколение артистов уже работает в цирке и готовится перенять высокие посты и продолжать традиции, зародившиеся еще в XIX веке. Свое постоянство и верность классическим жанрам цирк готов противопоставить кричащим, часто обескураживающим сценическим новинкам XXI столетия.
Цирк для «Атаиде Эрманос» – визуальное искусство, выгодно отличающееся от всех прочих тем, что не предполагает языковых барьеров. Цирковые представления понятны каждому. Цирк – это подвиг, это способность удивлять, это рискованные трюки, это красота тела, это волшебное место, где можно летать, общаться с животными, спорить с законами физики и побеждать силу притяжения, скорость и материю. В конце концов, цирк – это место, где волшебство превращается в реальное, видимое ежедневное приключение.