Цирк Буглиона – бельгиец с душой француза – хранит в архивах и семейных легендах сотни историй - пугающих и забавных, лирических и пикантных, печальных и удивительных. Что из них правда, а что – умелая мистификация, не помнит никто: волей первых поколений истина и выдумка переплелись в единый, замысловатый орнамент, разобрать который стремятся все новые и новые любопытные.
В истории цирка достоверно известно одно: родоначальниками династии были румынские цыгане, кочующие в XVIII веке по итальянским городам с ручным медведем. В начале XX века, когда обветшавшие повозки сменились крепкими фургонами, а единственное животное – небогатым зверинцем, владелец труппы, представитель третьего поколения династии Самплон Буглион (1875-1941), выдумал первую, сохранившуюся поныне, легенду.
Чтобы объяснить смуглый цвет кожи, не выдавая «постыдного» происхождения, Самплон рассказывал публике романтическую историю о богатом итальянском купце, который, полюбив красивую укротительницу, бросил продажу шелков и бежал вместе с ней с бродячим зверинцем. Сентиментальные горожане умилялись безрассудным чувствам, и охотно расставались с деньгами, расплачиваясь не за зрелище, а за волнующие, редкие эмоции.
Играя удачно сложенной историей, переиначивая ее, смягчая или добавляя драматизма, Самплон быстро добивается относительной известности и, скопив немного денег, решает отправиться со своим зверинцем во Францию. Четверо его сыновей – Александр (1900 – 1954), Самплон-второй (1910-1957), Фирмен (1905-1980) и Жозеф (1904-1987) – учатся основным цирковым жанрам, кочуя вместе с отцом.
В 1924 году Самплон решается превратить передвижной зоопарк в цирковую труппу. Юный Самплон участвует в конных номерах, Фримен укрощает хищников, Жозеф дрессирует слонов, а Александр становится администратором.
Однако скромное шапито теряется даже в провинциальных городах: самодельные афиши, неброские костюмы и короткие, незамысловатые номера начинающих артистов не трогают публику. Сборы уменьшаются с каждым днем, и братья, отчаявшись, осмеливаются на очередную мистификацию.
В архивах одной из типографий артисты находят старые афиши европейских представлений Баффало Билла, охотника на бизонов. Самлон, учуяв редкий, спасительный шанс, умоляет работников продать ему яркие плакаты, а после уезжает в другой город. Теперь труппа выступает под именем американского ковбоя, называя старую программу «Wild West» - «Дикий Запад» (с одноименными представлениями Баффало Билл объездил всю Америку, с ними же в 1880-1900 годах посещал Европу).
В 1928 году труппа покоряет Париж: псведоковбойское шоу, благодаря легендарному имени, легко завоевывает популярность невнимательного зрителя. Переодетый в ковбоя пожилой цыган, разъезжающий на лошади и выкрикивающий непонятные американские слова, вызывает восхищение у публики, успевшей забыть, что настоящий Буффало Билл скончался еще в 1917 году.
Артисты возвращается в Париж в 1934 году. Здесь они объединяются с местным цирком «Cirque d'Hiver», директором которого становится тридцатилетний Жозеф Буглион. С ним постаревший, забывший о признании «Cirque d'Hiver» восстанавливает былой лоск, собирая на обновленные, яркие представления тысячи удивленных и восторженных горожан.
Беспокойная, полная перипетий и хитросплетений история цирка выравнивается, усмиряется. К этому времени в семье Жозефа подрастает пятое поколение артистов: сыновья - Фирмен-второй (1932), Эмилиен (1934), Самплон (1938), Жозеф-второй (1942), и дочери – Одетта (1929), Жозетта (1930) и Сандрин (1936).
В 1962 году младшие Буглионы возвращают к жизни закрывшийся было цирк Медрано, а после – цирк Монтмартр. Обновленные цирки, давая представления и обзаведясь поклонниками, все же не могут добиться желаемого успеха, и в 1973 году от амбициозной затеи приходится отказаться. Цирки закрывают вновь. Семейное шапито продолжает разъезжать по Франции и Бельгии. В 1981 году цирк, берет новое название – «American Parade», а после меняет его на «Américan Circus».
Работу артистов все же замечают. 11 мая 1985 года министр культуры Жак Ланг вручает Жозефу Буглиону орден Почетного легиона за вклад в развитие циркового искусства страны.
Три года спустя, 5 августа 1987 года, Жозеф, последний из представителей четвертого поколения Буглионов, скончался в своем доме на бульваре Тампль. Во французском «Cirque d'Hiver» остались четверо: Жозеф-второй, Самплон, Эмилиен и Одетта. Фримен-второй вместе с единственным сыном Александром решился путешествовать под фамилией Буглион, сохранив традиции семейного цирка.
Александр – сын Фримена и Эммы Буглионов, родился 19 ноября 1955 года. Родители, не стремясь переплавить ребенка в цирковую легенду, позволили ему быть обыкновенным мальчишкой. Днем Александр ходил в школу, играл с друзьями, а вечером учился объезжать лошадей.
В четырнадцать Александра отправили в пансион, однако через два года юноша наотрез отказывается от престижного обучения, поверяя родителям давнюю мечту – он хочет, как и они, выступать на манеже. Несколько лет Александр ухаживает за слонами, кормит, лечит и воспитывает их.
Однако закулисная работа не привлекает будущего дрессировщика, и он начинает готовить своих тяжеловесных питомцев к выходу на арену. Постепенно Александр осваивает сложные трюки, и Фримен позволяет ему появиться перед публикой с некоторыми постановками. Позже толстокожие животные сменяются хищниками, и Александр начинает выступать с номером отца.
Через некоторое время Буглионы решили перекочевать в Бельгию и путешествовать внутри страны. Исколесив всю Францию и Европу, Александр хранит о поездках особые, сердечные воспоминания: на гастролях он познакомился с будущей женой - акробаткой, немкой Линдой Бюгглер.
Николас и Анушка – дети супругов – с охотой последовали за родителями, став достойными представителями седьмого поколения семьи. Впрочем, говоря о преемничестве, Александр, теперешний руководитель труппы, утверждает, что цирк – общее дело. Кажется, его слова верны: совсем недавно династия Буглионов сделала первый шаг к следующему поколению, - у Анушки и ее мужа Рейнальдо родилась маленькая Селена…