Слово «инновации» - благодаря усердию рекламистов – окрашивается в наши дни положительно, слово «традиции» - если не отрицательно, то несколько пренебрежительно. К тому, что привычно, мы научились относиться слегка несерьезно, с налетом снисхождения.
Впрочем, касается это не всего. Так, традиционные цирки, с их независимыми друг от друга номерами, яркими афишами и богатыми декорациями мы, жители восточной Европы, все еще воспринимаем как верную, достойную подражания форму. И многие классические коллективы извлекают из нашей благосклонности все преимущества.
Национальный чешский цирк Berousek – один из них. Труппа даже несколько выпячивает свою традиционность, рассказывая о разнообразных животных, обитающих при цирке. Здесь есть слоны, верблюды, зебры, ламы, страусы, обезьяны, лошади и пони, соседствующие с медведями, собаками, свиньями и козами. Возможно, именно звери превратили Berousek в один из самых знаменитых цирков страны.
В искусстве выездки и укрощения – как отмечает администрация цирка – артисты труппы считаются первыми не только в Чехии, но и в мире. Дрессировщикам под силу успокоить и подчинить медведей, зебр, арабских скакунов, верблюдов, азиатских и индийских слонов, пони и других животных.
О цирке зрители узнали более девяноста лет назад, когда Игнат Берусек, артист и антрепренер, основал свою небольшую труппу. В 1918 году у коллектива появился свой шатер с предсказуемым и не слишком-то скромным названием – «Цирк Берусека». В 1941 году сын Игната Фердинанд переименовывает труппу в «Cirkus Centrál», чтобы выделить коллектив среди других цирков, носящих имена по фамилиям своих владельцев.
Сменив название, цирк будто бы начал новую жизнь. Здесь впервые выходили на манеж многие знаменитые в будущем артисты, здесь же пестовали бережное и ласковое отношение к животным. Свою непривычную для тех времен философию труппа сохраняет и сегодня.
Нет цирковых историй без трудностей. В 1948 году в Чехии проходит национализация, и у цирка отнимают все – от животных до катушек ниток, которыми штопали занавеси и костюмы. Труппа разваливается, многие артисты перебираются в государственные коллективы, другие разъезжаются по миру, собирая восторженные отзывы и получая отменные, невозможные на родине гонорары.
Пожалуй, наиболее яркого признания добился Фердинанд Берусек, отец Джорджа Берусека, нынешнего владельца цирка. В 70-е годы он вместе с сыновьями снимается в знаменитой семейной комедии «Шесть медведей и клоун Цибулька». Один из медведей, Рокки, до сих пор появляется на манеже.
Вместе с одним из государственных цирков семье Берусек удалось побывать в более сем сорока странах. В конце 80-х годов Джордж Берусек выступал в США, где получил специальную награду от Джорджа Герберта Буша, тогдашнего вице-президента страны. О ней вспоминают и сейчас – как о свидетельстве мастерства, объединенного с любовью и уважением к животным.
Ободренный международным успехом, в начале 90-х годов, когда страна бескровно делится на Чехию и Словакию, Иржи Берусек решается вернуться в Чехию и построить с нуля собственный цирк.
Сейчас семейные традиции и философию цирка бережет уже седьмое поколение семьи – Джордж и Рената Берусек, брат с сестрой. В 2002 году цирку, взявшему прежнее название «Berousek», было присвоено звание национального. В коллективе Berousek – если, опять же, верить словам администраторов - работают первоклассные артисты из Италии, Болгарии, Украины, России, Польши и Чехии. В постановках труппы зрителю обещают сложные выступления и оригинальные ходы: жонгляж теннисными ракетками и мячами, акробатику на канате, воздушный балет с голубями, выступления клоунов и непривычный номер с воздушными шарами.
Программа цирка меняется каждые два года. Создавая спектакли, артисты и режиссеры-постановщики уделяют колоссальное внимание высокому профессиональному уровню номеров, в том числе их музыкальным и хореографическим составляющим.
Ежегодно на спектакли Berousek приходят более 280,000 зрителей.