Пожалуй, цирк, названный в честь знаменитейшей династии Балканских, можно счесть одним из самых известных коллективов страны: артисты труппы выступали перед Папой Римским и королевскими семьями, устанавливали рекорды, гастролировали в десятках европейских стран и ставили революционные номера, задействуя животных со всего мира. При этом судьбу самого «Балканского», сплетенную словно бы по некоему печальному образцу, присущему большинству цирков, нельзя назвать легкой и счастливой. Здесь была и нищета, и конфликты с властями, и вынужденные побеги артистов…
Историю династии принято начинать с 1820 года, когда Жозеф Джунтини, предприимчивый выходец из Италии и прадед Александра Балканского, нынешнего директора цирка, - основал собственное развлекательное заведение под громким названием «Цирк Джунтини». Значительно позже, в 1879 году, семья удачливого антрепренера создает два дочерних цирка в Самаре и Москве. Впоследствии цирки переименуют, и цепочка шатров получит романтичное, но несколько блеклое и ожидаемое название – «Вирджиния».
В 1916 году цирк национализируют. Счастливому прежде семейству приходится покинуть Одессу, где артистам был гарантирован триумф, и устремиться в Италию, чужую, возможно, неприветливую и требовательную страну. Однако, остановившись по пути в уютном портовом городке Варна, семья решила навсегда остаться в Болгарии.
Именно здесь четыре года спустя, в 1920, один из членов семейства, выступавший под псевдонимом Клоун Чарли, осмелился основать очередной семейный цирк «Рекс». Позже коллектив переименовали в «Левский», однако до начала Второй Мировой войны труппу знали под названием «Европа».
Казалось бы, перетерпев военные тяготы, цирк должен был воспрянуть. Однако чуда не произошло. В 1948 году, когда коллектив едва пришел в себя и попытался давать представления, цирк национализировали. Чтобы выжить, артисты, в том числе и члены семейства, были вынуждены устраиваться в государственные труппы. Так продолжалось до 1989 года.
А девять лет спустя, в 1998, семья, собрав достаточно денег, выкупает в Италии два крупных шатра, каждый из которых рассчитан на 1800 зрительских мест. В 2000 году Александр Балканский вместе с сыновьями Александром и Николаем создает в одном из них новый семейный цирк. Второе же шапито известно под названием «Тадж-Махал». Сейчас в двух шапито работают более восьмидесяти человек.
«Балканский» - цирк традиционный. Один из немногих, этот коллектив привлекает не яркостью декораций, редкими видами животных и нетривиальным подходом к подаче номеров, а мастерством труппы, сплоченной и трудолюбивой. Костяк нынешнего коллектива, который мы знаем сейчас, подобрался еще в 1980 году. Тогда в распоряжении артистов было всего несколько направлений: акробатика, эквилибристика с першами, номера на трапеции и колесо смерти. Со своими пятью номерами труппа дебютировала в 1981 году в Софии.
Уже через год артисты выезжают в Данию, где выступают в знаменитом цирке «Benneweis», а в 1983 труппу приглашает швейцарский коллектив Кни. В 1984 труппа работает в Греции и Италии в цирке «Medrano», а с 1985 по 1999 годы артисты живут в Германии, выступая вместе с цирком «Krone».
Зимой артисты гастролируют в составе цирка «Americano»: в 2000-2001 годах им удается выступить на родине, в Болгарии, в 2002 и 2005 они посещают Турцию, в 2003-2004 труппа работает в Израиле, а зимы 2006 и 2007 годов труппа снова проводит у себя дома.
В истории коллектива – десятки событий, которыми полагается гордиться: так, в 1986, 1993 и 2000 годах артисты давали представления перед Папой Римским в Ватикане, а кроме того, участвовали в спектаклях для английской, датской, шведской и голландской королевских семей.
В 1983 году, всего через три года после своего основания, труппа завоевывает Серебряного Клоуна на фестивале в Монте-Карло, а в 1999 коллектив получает Золотого Льва. А в 1982 году Николай, младший сын Александра Балканского, попал в Книгу рекордов Гиннесса, выполнив двойное сальто на одной и двух ходулях.
Сейчас цирк продолжает традиции, принятые еще сто девяносто лет назад: здесь, как и в шапито Жозефа Джунтини, выступают артисты со всего света, разрабатывают головокружительные трюки, ставят номера с животными и ни на секунду не отказываются от той высокой планки, которая была ориентиром и предметом гордости для каждого нового поколения артистов.