В основе истории цирка почти всегда скрывается история преодоления. Преодоления тягот. Преодоления страхов. Преодоления безденежья и злой молвы. И рассказ о норвежском цирке Арне Арнандо – одном из самых крупных в стране – не станет счастливым исключением. История этого цирка – не яркая идиллическая картинка, а грубоватая, местами потертая, местами прорванная канва, неприглядная, но говорящая о многом.
Арне Арнандо – будущий король норвежского цирка - родился 19 октября 1912 года в Сарпсборге. Уже ребенком он взахлеб рассказывал родителям о своей мечте: Арне Отто Лилль должен выступать на сцене, чтобы люди смотрели на него, а он – со своих подмостков - мог свободно общаться с ними.
Какой ребенок не мечтает о славе? Но Отто не довольствовался рассказами о будущем. В шесть лет мальчик впервые подготовил и показал зрителям – родственникам и друзьям – свою первую кукольную пьеску. С этого дня, в надежде привлечь внимание, малыш часто выходил на улицу и самозабвенно выступал перед каждым, кто соглашался смотреть, смеяться и хлопать в ладоши. Тогда-то к Отто пришла мысль когда-нибудь открыть собственный цирк – самый большой и шумный в Норвегии.
В 1926 году в Хальден приезжает знаменитый в те времена цирк «Empress». Четырнадцатилетний Отто набирается мужества и, добившись встречи с антрепренером, умоляет принять его в труппу: он будет делать все, что потребуется. Так будущий циркач сбегает из дома и становится работником сцены.
Разумеется, незаметная роль не устраивала юношу, и он начал серьезно задумываться о цирковой карьере. Отто знакомился с цирковыми жанрами, сравнивал, выбирал, разучивал трюки и общался с местными звездами. После долго подыскивал сценический псевдоним, - ведь он должен быть у каждого настоящего артиста!
Уже через год, в 1927, публика познакомилась с молодым Армидо, который выступил с простеньким иллюзионным номером. Однако, хорошо чувствуя язык, Отто отмел этот псевдоним, трудный для восприятия. Собственное имя казалось ему слишком напыщенным, поэтому, перебрав десятки комбинаций, юноша выбрал звучный и простой вариант – Арнардо.
Арне Арнардо – как теперь называл себя Отто – оказался творческим, разносторонним артистом. С годами он стал превосходным иллюзионистом, одним из мастеров своего тонкого, непростого дела. В отличие от других, Арне умел общаться с аудиторией, не раскрывая – вольно или невольно – своих магических секретов. Разоблачить этого мага казалось невозможным – ни с первых, ни с последних рядов.
Исполнив горячую мальчишескую мечту, Отто покидает цирк «Empress» и становится менеджером по рекламе в цирке Берни. В 1941 году Арне женится на Герде Глогард. Через два года у супругов рождается сын Арильд, а в 1944 году - дочь Венше.
В том же 1944 году Арне удалось получить хорошую работу в Доверхаллене. Но, чтобы прокормить близких, этого оказывается мало. Кроме сезонных выступлений иллюзионист дает небольшие представления в городских цирках и театрах. Однако мечта о собственном цирке жжет ему душу, не давая успокоиться на том, чего он достиг.
Цирк будет! И он будет самым большим в стране! – решает Арне, и делает свой первый шаг. В 1947 году артист покупает у бродячей труппы шапито и начинает работать еще больше. Через два года, в 1949, цирк Арне Арнардо зазывает зрителей на свои первые представления.
Веселые, бесшабашные номера и непринужденная, светлая атмосфера полюбились зрителям. Цирк Арнандо становится предметом оживленных разговоров, о нем пишут в газетах, а артистов узнают в лицо.
Чем бы ни занимался Арне Арнардо, он никогда не чурался агрессивной, кричащей рекламы. Трубить о себе решительно и громко было в его природе, и для того, чтобы рассказать о своем цирке по всей стране, он не жалел денег на редакторов и тележурналистов.
Вскоре Арнардо становится самым известным и любимым цирковым директором в Норвегии. Возвращаясь с представлений, дети часто повторяли только одно: «Мы видели самого Арнардо!». «Это ли не доказательство популярности?» – вопрошали вслед за ними газеты.
Свою яркость цирк Арнардо сохранил и теперь. Следуя прежним традициям, он выставляет себя ярко, размашисто, - и на афишах, и в представлениях. Однако эмоциональная щедрость и некоторая кичливость – отнюдь не то, чем он знаменит. Для многих норвежцев «Арнардо» превратился в символ классического, пышного, красивого, сложного и опасного цирка, такого, к которому привыкли и мы.